Суп для бомжей 10

Латвия "плодит" бомжей — Швеция их кормит.

С приходом экономического кризиса малообеспеченных людей становится все больше. И чем ближе к зиме, тем перед ними острее встает проблема: где и что можно съесть.

Часть заботы о них взяли на себя супруги Николай и Чеслава Шевчук — граждане Швеции, живущие в Даугавпилсе. Кормить бездомных они начали еще в 1991 году. Однажды поздним вечером к ним домой пришли беспризорные дети и спросили: “Может, у вас найдется что–нибудь поесть?”

— Мне тогда стало не по себе, — рассказывает Николай. — Во все времена, при любой власти к детям нужно относиться по–особому, ведь они — наше будущее. Мы с женой в тот вечер накормили пятеро малышей, которым было от 5 до 10 лет. Оставили их на ночлег. А назавтра они опять пришли. И так стало происходить каждый день. Потом они спросили: а можно, мы приведем наших знакомых? Мы поняли, что настала пора что–то предпринять. Пошли в городскую думу, откуда нас направили в социальный отдел. Нам предложили воспользоваться соседской однокомнатной квартирой, которая пустовала после отъезда хозяев. Мы сделали ремонт, а потом открыли подобие ночлежки: поставили несколько кроватей, столы, стулья, принесли из своей квартиры посуду.

Через неделю число желающих поесть и переночевать заставило думать о расширении ночлежки. И опять Николай Шевчук пошел в социальный отдел гордумы. На сей раз самоуправление выделило 4–комнатную квартиру, владельцы которой не справлялись с оплатой коммунальных услуг и были переселены в неблагоустроенное жилье. Приведение в порядок запущенных помещений велось с помощью все тех же ребят, что уже привыкли к бесплатным кормежкам. В этой квартире в микрорайоне Новый Форштадт и до сих пор находится пункт питания детей.

— Кроме того, мы развернули в городе целую сеть таких же столовых для питания малообеспеченных людей. При этом не пользуемся поддержкой никаких государственных или общественных организаций и структур Латвии. Единственная помощь нам поступает из Швеции, от церкви “Новая жизнь”. Да еще один из городских супермаркетов выделяет хлеб. За это мы бесконечно благодарны руководству этого магазина. Однако это вся помощь — все остальное организуем и оплачиваем сами.

Когда–то Николай Шевчук работал трактористом, комбайнером, водителем, строил теплостанцию, Рижскую ГЭС. А потом стал пастырем, за что получил предписание КГБ покинуть Советский Союз.

Но в Швеции, куда выехал Николай, он долго не выдержал: сельский человек, родившийся в Белоруссии, не смог привыкнуть ни к тамошнему укладу жизни, ни к чужим пейзажам. И вернулся. Тем более что здесь уже наступили новые времена: молись какому угодно богу, зарабатывай на жизнь как можешь.

На родине Николай стал настоящим миссионером. Ему разрешили выкупить здание бывшего клуба обувного комбината. Здесь он обустроил не только молитвенный дом, но и самый крупный пункт питания малообеспеченных людей.

— Нам пришлось провести реконструкцию: в стенах пробить ход в подвал, в котором оборудовали столовую. И теперь здесь собирается до полусотни человек, для которых мы готовим полноценный обед из трех блюд. Зимой приходит до 70 человек, которым было за великое счастье и погреться, и поесть хотя бы раз в сутки.

По согласованию с гордумой еще один пункт питания создан в Динабургской крепости. В этот микрорайон, где находится основная масса жилья без удобств, выселяли тех жителей, которые не справлялись с оплатой своих квартир.

— Сначала дума выделила одну квартиру, мы устроили в ней столовую. Посетителей становилось все больше, и нам предоставили еще и соседнюю квартиру. Мы объединили их.

Еще один персонаж в этой истории — Чеслава Шевчук, жена Николая. Она помогает супругу.

— Многих, — говорит Чеслава, — подтолкнул к нищете кризис, многие просто не приняли всех изменений в обществе, многих вытолкнули за ворота из–за возраста. А есть просто вопиющие случаи: один наш знакомый, работавший охранником, был уволен только за то, что пришел на смену в нечищеной обуви!

Если Николай отвечает за финансовые вопросы, то на Чеславе лежит самая трудоемкая часть деятельности столовых: где какие продукты закупить, чтобы вышло дешевле. Надо сказать, что основные продукты: мясо, рыба, консервы — из Швеции, а остальное приобретают на месте.

Совершенно неспроста бомжи (как взрослые, так и дети) называют Чеславу ласково: мама Слава. Точно так же зовут ее и в думе, куда ей приходится ходить и согласовывать различные организационные вопросы.

В последнее время, как заметил Николай, на обеды в церковные столовые стали приходить и живущие неподалеку пенсионеры — после уплаты коммунальных услуг у них не остается денег на еду.

— Мы никому не отказываем. Потому что наша главная заповедь: делать людям добро.

“Вести Сегодня+” № 35.

Комментировать 10