Жилищный кооператив как альтернатива ПЖКХ? 16

Во время одной из последних пресс-конференций в Думе руководитель ПЖКХ Вячеслав Ширяков подчеркнул мысль о том, что руководимое им предприятие – не монополист в обслуживании жилого фонда, а предлагаемые им тарифы – всего лишь "коммерческое предложение". И газета "СейЧас" решила выяснить – а есть ли в нашем городе альтернатива ПЖКХ.

И первый “конкурент” ПЖКХ, мысль о котором приходит в голову, – это жилищный кооператив. Эти общества сформировались в нашем городе исторически, и новых в последние годы не возникало. Однако, как оказалось, одни кооперативы нашего города не прочь взять больше домов на свое обслуживание, а другие будут только рады появлению новых организаций их типа

О том, как сегодня ведут хозяйство городские жилищные кооперативы, газета “СейЧас” побеседовала с председателем кооператива “Форштадт” (Forštadte) Александром Кувшиновым и председателем “Дружбы” (Draudzība) Ларисой Васильевой. Оба этих кооператива, как и ПЖКХ, являются бесприбыльными организациями: что с жителей собрали, то и потратили на обслуживание домов и содержание администрации. Напомним, что на обслуживании у ПЖКХ находятся более 900 домов, в то время как жилищные кооперативы охватывают куда меньшее их число. Так, в составе “Форштадта” сегодня 39 домов, в “Дружбе” – 20. Причем если у первого все дома находятся в одном микрорайоне – на Новом Форштадте, то дома “Дружбы” располагаются от “средней” Химии до начала Нового Строения. А теперь основные вопросы, касающиеся обслуживания домов, которые в прошлых номерах газеты “СейЧас” мы рассматривали на примере ПЖКХ.

ОСНОВНОЙ ТАРИФ

В хозяйстве под председательством Александра Кувшинова жители всех 39 домов платят фиксированную плату за обслуживание 1 кв. м – 15 сантимов. Других регулярных взносов, как например накопительного фонда, нет. Тариф утверждается ежегодно на общем собрании кооператива. Председатель “Форштадта” признает, что тариф неплохо бы немного повысить, однако жильцы не дают на это добро, так что “приходится крутиться”. В этот тариф входит содержание администрации (по словам А. Кувшинова, около 60% от всех сборов уходит на зарплаты сотрудников “Форштадта”), выполнение небольших ремонтов (в числе которых замена вентилей, труб и прочее) и остальные “экстры” по желанию жильцов, если на то остаются лишние деньги (из собранных 15 сантимов) за их конкретным домом.

В “Дружбе” немного иной порядок. Основной тариф на обслуживание составляет 8 сантимов за 1 кв. м. В этой цифре – содержание работников кооператива (опять-таки, по словам Ларисы Васильевой, 2/3 собранных денег жильцов “съедают” зарплаты), приобретение инструмента и материалов, а также текущие ремонтные работы. Капитальные ремонты (или как более понятным языком объясняет председатель “Дружбы”, “восстановление того, что рушится”) оплачиваются из средств накопительного фонда дома. То, как велики эти взносы, каждый дом решает самостоятельно.

Сегодня дома “Дружбы” делают накопления в размере от 1 до 10 сантимов с 1 кв. м жилья ежемесячно. Именно эти деньги тратятся, например, на замену электропроводки, ремонты в подъездах и прочие дела. Для принятия решения о расходовании накопительного фонда необходимо согласие как минимум 51% жителей конкретного дома.

СОТРУДНИКИ

Штат жилищного кооператива “Форштадт” составляет 30 человек, из которых 6 – администрация в лице председателя, бухгалтеров, и секретаря-юриста. Остальные – мастера и дворники.

Администрация в “Дружбе” – это три человека (председатель, бухгалтер, администратор). Плюс 4 рабочих и 8 дворников. По словам Ларисы Васильевой, если кооператив нуждается в юридических услугах, то он обращается к специалисту и оплачивает конкретную работу.

АВАРИЙНАЯ СЛУЖБА

В “Форштадте” нет своей аварийной службы, но у кооператива заключен договор с аварийной службой ПЖКХ. То есть в случае неполадок жители кооператива звонят по номеру 65476100, и к ним приезжают мастера ПЖКХ. Принцип работы тот же, что и в домах на обслуживании у самого ПЖКХ: есть платные и бесплатные услуги. За это кооператив платит ПЖКХ 390 латов (плюс НДС) ежемесячно: по 12 латов с каждого дома.

К слову, учитывая, что на содержание аварийной службы ПЖКХ в месяц уходит около 23 тыс. латов, а на обслуживании этого предприятия 925 домов, выходит, что каждый из этих домов ежемесячно платит около 24 латов в пользу этой структурной единицы ПЖКХ.

Председатель “Дружбы” Лариса Васильева говорит просто: “Аварийная служба – это я!” На деле это происходит так: в случае неполадок жители кооперативных домов звонят на стационарный номер бюро кооператива 65445378, а в нерабочее время эти звонки переадресовываются на мобильный телефон председателя кооператива, и она после получения жалобы оперативно ищет мастеров, которые придут и исправят неполадку. Лариса Васильева председательствует в кооперативе меньше полугода, и такая аварийная “служба” – это ноу-хау, которое пока работает в тестовом режиме. “Если будет слишком много звонков, будем искать другие варианты”, – сообщает председатель “Дружбы”.

ТЕПЛОУЗЛЫ

В это сложно поверить, но в жилищном кооперативе “Форштадт” на установку автоматизированных теплоузлов с жителей не собирали дополнительно ни одного сантима (!). Александр Кувшинов объясняет ситуацию так: “Мы максимально использовали старое оборудование. Например, в наших домах были еще хорошие скоростные подогреватели и циркуляционные насосы, так что мы их не меняли. В итоге каждый теплоузел нам обошелся в сумму около 5 тыс. латов. По городской программе Дума погасила 30% их стоимости, то есть около 1300–1400 латов. А остальные деньги мы просто взяли с текущих сборов с каждого дома. Если денег у дома на полную оплату теплоузла не хватало (речь шла о 500–1000 латов), то мы предупреждали жителей этого дома, что в определенный период времени в их доме не будет производиться никаких текущих ремонтов – только зарплата дворникам и на аварийные случаи, а все собираемые деньги за обслуживание пойдут в счет оплаты теплоузла. Сейчас и эти дома уже полностью рассчитались за установку новых теплоузлов”.

Кооператив “Дружба” предлагал своим членам два варианта оплаты за установку теплоузлов – рассчитаться сразу (на что давалось более одного месяца) или платить по частям, но с процентами в течение 11 месяцев. В октябре этого года все дома окончательно рассчитались за установку теплоузлов.

КАПИТАЛЬНЫЕ РЕМОНТЫ

“Конечно, в счет собираемых 15 сантимов мы не можем отремонтировать крышу или, скажем, заменить полностью трубы в подвале. Но и предложение об увеличении регулярных сборов встречается протестами со стороны членов кооператива, приходящих на общие собрания”, – говорит Александр Кувшинов.

Так что, если будет надобность в таких капитальных работах, вопрос об их оплате будет решаться индивидуально. Что касается нового порядка об обязательном предоставлении смет на обслуживание домов, то А. Кувшинов комментирует его так: “Этот закон касается муниципального жилья. Закон, касающийся нас, еще не вышел”.

Лариса Васильева уверена, что сметы в “Дружбе” в принципе не нужны: "Я считаю, что этот порядок о сметах был придуман, чтобы, так сказать, подвигнуть людей на капитальные ремонты. А у нас старшие домов сами знают и понимают, какие ремонты нужны дому, поэтому и сметы составлять нет смысла. На практике, если в доме течет крыша, то можно ремонтировать ее частями – по подъездам, а можно всем домом сразу, одновременно увеличивая взносы в накопительный фонд дома, к примеру, до 15 сантимов. Но есть дома, в которых крыша пока “терпит”, и жители копят деньги на ее ремонт регулярными взносами в накопительный фонд. Когда накопят, тогда и отремонтируют".

ВОЗМОЖНОСТЬ РАСШИРЕНИЯ

К возможности расширения председатель кооператива “Форштадт” Александр Кувшинов относится, скорее, скептически, мотивируя это тем, что жилищный кооператив – организация все равно бесприбыльная, а с каждым новым домом объем работы и ответственности будет увеличиваться. “А почему бы им не создать свой кооператив или альтернативное объединение собственников? Домов 10 собрать на том же Новом Форштадте и существовать самим? А то хотят на все готовое… Хотя решение о принятии того или иного дома в состав кооператива принимается на общем собрании, так что я не буду утверждать, что мы однозначно откажем”, – замечает А. Кувшинов, добавляя, что, насколько ему известно, в районе уже появилась инициативная группа, которая как раз-таки и занимается вопросом создания товарищества жильцов из нескольких домов, которые будут сами обслуживать свои дома. Лариса Васильева из “Дружбы” к вопросу потенциального расширения относится более благосклонно. "В последнее время я принимаю очень много “ходоков”: по 2–3 делегации в день. Люди приходят из разных районов – и Ругели, и Центр и другие. Разговариваем, обсуждаем. Возможен вариант вступления в ряды членов кооператива с уплатой паевого взноса – 20 латов с собственника квартиры – или же просто заключения договора на обслуживание дома нашим кооперативом", – говорит председатель “Дружбы”. Справедливости ради стоит отметить, что пока ни один дом не ушел от ПЖКХ в кооператив. Деятельность товариществ жильцов пока находится в зародышевом состоянии: единичные дома имеют на руках решение Думы о перенятии прав управления домом. Однако процесс этот набирает силу, и многие жители города проявляют интерес к альтернативным вариантам обслуживания их жилищ, что дает основание полагать: создание новых жилищных кооперативов в городе – это просто вопрос времени.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

Комментировать 16