Латвийское государство не ведает, что имеет

До конца сентября правительство Латвии пообещало представить кредиторам из Международного валютного фонда (МВФ) список всех госпредприятий с их финансовыми показателями и перспективами приватизации.

Как выяснила газета “Бизнес&Балтия”, руководство страны все годы независимости не ведало, чем управляет. И даже не интересовалось, какие госкомпании дают ей прибыль, а какие — убытки.

Недавно Литва обобщила информацию и выяснила, что 300 ее госкомпаний в прошлом году принесли стране убытков на сумму 266,65 млн. латов. Газета попыталась самостоятельно выяснить, каково же состояние латвийского госсектора экономики. Однако это оказалось делом непростым, сообщает портал rus.delfi.lv по материалам Бизнес&Балтия.

Хаос в умах чиновников

Пресс-секретарь Центрального статистического управления (ЦСУ) Латвии Алдис Броканс сообщил, что его ведомство не получало заказов от какой-либо госструктуры на подготовку обобщенной статистики о прибыльности или убыточности госкомпаний.

Тогда издание обратилось в Минфин. Заместитель главы отдела коммуникаций Алексис Яроцкис рассказал, что в ведении министерства есть только данные по выплатам госпредприятиями денег в бюджет. Информации об эффективности работы госкомпаний и тем более о том, кто несет стране убытки, а кто прибыль, — также не имеется.

Может быть, Госконтроль в курсе, прикинула газета. Но увы, и здесь пусто. “Это очень плохо, что у нас до сих пор нет обобщенной информации о прибыльности или убыточности госсектора, — поделилась с изданием госконтролер Ингуна Судраба. — Государство, не владея всей полнотой информации о своих компаниях, не может реально ими управлять. Ведь даже работа тех, кто не ориентируется на прибыль, должна оцениваться с точки зрения экономической эффективности. Больницы тоже занимаются модернизацией, и они должны эффективно тратить предоставляемые им дотации”.

Похоже, навести ясность в сумрачном царстве госкомпании Латвии удастся только под давлением международных кредиторов. Как стало известно из письма о намерениях, направленного Латвией Международному валютному фонду, до конца сентября 2010 года планируется подготовить список всех госпредприятий с информацией об их прибыли, полученных субсидиях, выплате дивидендов, уровне занятости и зарплат, чтобы до конца года разработать стратегию, указав, какие из них должны остаться госпредприятиями.

Прибыль на виду

Впрочем, кое-какие отрывочные данные о госкомпаниях удалось разузнать в ЦСУ. Правда, самые свежие данные оказались за 2008 год.

В этом году предприятия, на 100% принадлежащие государству, в целом принесли казне 97,55 млн. латов. При этом те, кто работал с прибылью, внесли в бюджет 115,01 млн. латов. Соответственно убытки тех, кто работал в минусе, составили 17,46 млн. латов. К этому следует добавить 4,33 млн. латов, которые внесли в бюджет предприятия, полностью принадлежащие самоуправлениям (15,39 млн. — прибыль и 11,06 млн. латов — убытки). 5,54 млн. латов дали казне те компании, в которых доля государства или самоуправлений составила больше 50% (39,93 млн. латов — в плюсе и 34,39 млн. латов — в минусе).

Впрочем, истинный объем убытков госкомпаний выяснить совсем не просто, поскольку эта информация чиновниками выдается неохотно.

Как рассказали директор бюджетного департамента Минземледелия Янис Шноре, обычно убытки госпредприятий покрываются из бюджетов министерств, правда, он тут же оговорился, что в Минземледелия нет убыточных предприятий.

Что же касается прибыли, то эта информация предается огласке с удовольствием. Минфин сообщил , что самыми прибыльными для бюджета были Банк Латвии (37,2 млн. латов), Latvenergo (20,2 млн. латов), Latvijas Valsts meži (20 млн. латов) и Lattelecom (14,7 млн. латов). В целом казна за полгода получила от госкомпаний 95 млн. латов — на 54,5% больше запланированного.

Убытки в сумраке

Но как только речь заходит об убытках, чиновники тут же включают “сицилианскую защиту”. “Многие предприятия и не должны зарабатывать деньги, — бросился защищать госсектор пресс-секретарь Минфина Алексис Яроцкис. — Их функции — предоставление социальных услуг. Именно этим и объясняется факт, что предприятия самоуправлений часто оказываются в минусе. Ведь в большинстве случаев речь может идти о лечебных, культурных или детских учреждениях. Для того, чтобы решить вопросы об эффективной работе госсектора экономики, в том числе и вопросы о приватизации конкретных госкомпаний, надо произвести ревизию госсектора”.

Эта мысль государственным мужам пришла в голову совсем недавно, когда в стране остро встал вопрос о продаже госпредприятий. 1 апреля по распоряжению премьер-министра Валдиса Домбровскиса была создана рабочая группа экспертов, которая должна до 12 ноября подготовить отчет министру экономики о целесообразности участия государства в тех или иных коммерческих структурах. “Если Литва приватизирует госпредприятия, то Латвия пока только занимается ревизией данного сектора. Нынешнее правительство занимается тем, что вообще-то уже давно должно было быть сделано до нас”, — заявил представитель Минфина.


Написать комментарий