Европейские банки: как жить после кризиса?

7 июля на очередной сессии Европарламента депутаты приняли решение существенно ограничить бонусы и зарплаты европейских банкиров. Это очередной "посткризисный" шаг ЕС в рамках пакета мер, призванного повысить устойчивость финансовой системы и сделать ее более гармоничной.

Осенью 2008 года, когда мировую экономику потряс крах банка Lehmann Brothers, а Латвия столкнулась с первыми проблемами банка Parex, Еврокомиссия получила мандат на разработку мер по обеспечению стабильности финансовой системы. Практически сразу же были представлены предложения по новым нормам достаточности капитала, чуть позже ЕК взялась за более жесткое регулирование работы рейтинговых агентств, к апрелю дело дошло до хедж-фондов. В июле 2009 года Барак Обама объявил о пересмотре мер по надзору за американским финансовым рынком, а два дня спустя к такой же договоренности пришли лидеры стран ЕС.

К 2010 году новости о мерах по регулированию и упорядочению финансового рынка превратились в сплошной поток. Глобальный налог для банков (политического решения пока нет, страны “большой двадцатки” продолжают дискуссии), тесты на устойчивость для европейских банков (результаты будут обнародованы в июле), идеи по созданию Европейского Валютного фонда и инициативы по ограничению зарплат и бонусов банкиров — лишь малая часть вопросов, которые поднимались в течение последнего полугода. Часть новых инициатив уже вылилась в конкретные правила и законы, которые призваны кардинально изменить мировую финансовую систему вообще и латвийскую — в частности.

Банки под контролем

Европейские власти занимаются разработкой более жесткого и эффективного механизма надзора над финансовым рынком на протяжении двух лет. К весне 2010 года схема в общих чертах уже была ясна. Планируется, что двумя главными инструментами станут Европейский совет системных рисков (ESRB) и Европейская система по надзору над финансами (ESFS).

Задача первой структуры — вовремя замечать риски, которые могут привести к нестабильности системы, и выдавать рекомендации странам ЕС или ESFS. Эти рекомендации нужно будет выполнять либо, в случае отказа, обосновывать свою позицию. ESFS будет осуществлять надзор над отдельными сегментами финансовой системы — банками, страховыми и пенсионными фондами, ценными бумагами и т.д.

Между тем, уже 23 июля будут опубликованы результаты стресс-тестов крупнейших банков ЕС, по результатам которых можно будет судить о том, насколько устойчиво их финансовое положение. Латвийские банки в отдельности не будут подвергаться тесту, однако в список вошли шведские “материнские” кредитные учреждения некоторых из них: Swedbank, Nordea и SEB.

Что же касается Латвии, то Комиссия по рынку финансов и капитала на прошлой неделе утвердила поправки в правилах, согласно которым контроль над банками будет ужесточен. По словам главы бюро КФРК Анны Дравниеце, банкам теперь придется чаще — раз в квартал — представлять свои консолидированные отчеты.

Банкирам заплатят меньше

Одной из причин кризиса, по всеобщему мнению, стала сомнительная практика выплаты зарплат и бонусов банкиров: в частности, система оплаты их труда фактически стимулировала проведение рискованных сделок. Однако сегодня, когда для спасения банков приходится применять средства налогоплательщиков, пришло время менять правила игры.

В принятой на прошлой неделе резолюции ЕП резко осуждает “культуру премий”, согласно которой к ежемесячной зарплате банкиры получают доплаты за достижения, которые еще лишь ожидаются. “Чем больше риск, тем больше потенциальные доходы, а вместе с ними и премии. Кризис показал, что во многих случаях эти инвестиции принесли банкам огромные убытки и привели к тому, что пришлось вмешаться налогоплательщикам. Но персонал свои премии уже получил”, — отмечает депутат Европарламента Арлин Маккарти.

“В годы бума прибыль финансовых учреждений за пять лет подскочила с 15% до 35%, — отмечает депутат ЕП Роберт Зиле. — Как известно, это происходило в том числе за счет ипотечного кредитования. Это особенно касается США, но также и Европы. Бонусы сотрудников и руководства банков зависели от того, сколько они выдавали кредитов. Ясно, что, если теперь приходится за счет налогоплательщиков оказывать банкам помощь, то невозможно объяснить людям, почему при этом нельзя сократить бонусы. Этого не могут объяснить ни Обама, ни другие лидеры… Не должно быть такой ситуации, когда банкиры спокойно получают бонусы и идут играть в гольф”.

Принятые Европарламентом правила считаются одними из самых строгих в мире. Если европейские власти согласятся с предложением ЕП, то с 2011 года авансовые доплаты наличными будут ограничены 30% от всей суммы премии (в случае особо крупной премии лимит составит 20%). Выплату 40-60% от любой премии придется отложить как минимум на три года, и эту сумму можно будет вернуть, если инвестиции окажутся не такими доходными, как планировалось. И это лишь часть ограничений, которые могут ожидать банкиров.

Вовремя или поздно?

Помогут ли новые инициативы привести в порядок финансовую систему? Не упустил ли Евросоюз момент? ""Всегда можно сказать, что надо было действовать более своевременно, — полагает Роберт Зиле. — Действительно, меры были приняты слишком поздно, но это не означает, что теперь можно сидеть сложа руки. Необходимо продолжать работу, учитывая то, что для большого оптимизма нет оснований".


Написать комментарий