Фамилия имеет значение? 5

«Русский по паспорту, и этим горжусь!» - немного найдется смельчаков, готовых открыто заявить о своей национальности при поступлении на госслужбу. И цифры, приведенные Латвийским центром по правам человека яркое тому подтверждение: около 90% чиновников сегодня представляют титульную нацию. Общественная организация «Пятый элемент» провела свое расследование того, как решается проблема интеграции нацменьшинств в госсекторе. Оказалось, в минкульте Эстонии убеждены, что гарантированная работа в госаппарате — хороший стимул для русских неграждан страны пройти натурализацию и изучить язык. Наши чиновники, напротив, уверены, что никаких особых преференций для русскоязычных Латвии быть не должно. Более того, сами миноритарии пока не спешат оформляться на госслужбу: слишком они не уверены в своих силах, полагают в Департаменте общественной интеграции. Так ли это на самом деле?

Кадры решают всё

-По-моему мы слишком однобоко представляем себе, что такое дискриминация, – считает представитель министерства культуры Эстонии Сильвер Праман, – К такому выводу пришли наши эксперты, изучив вопрос этнического состава в госуправлении. Когда речь заходит о равных правах, основное внимание здесь уделяется группам с ограниченными возможностями и представительству женщин на руководящих должностях. А вот полноценное участие нацменьшинств в госсекторе — скорее миф, нежели реальность. И эту ситуацию нужно менять! Поэтому главный вопрос у нас на повестке дня: могут ли русские Эстонии полноценно конкурировать с представителями титульной нации за получение работы? Наш ответ – да, но при условии, что они в достаточной мере овладеют эстонским и получат гражданство. Задачи вполне выполнимые, главное, чтобы люди видели: государство дает им зеленый свет. И убедить их в этом должны не только политики, но и рекрутинговые компании. К слову сказать, мы проводим большую работу с агентствами по  персоналу на предмет отбора достойных кадров среди этнических русских.

На фоне эстонских коллег местному минкульту похвастаться особо нечем, полагает председатель «Пятого элемента» Марьяна Иванова-Евсеева.

- Для начала нам нужно понять, кто должен формировать принципы политики интеграции. – рассудила в беседе с Ивановой руководитель Департамента общественной интеграции Рута Климкане. – Надеемся, что главенствующая роль в этом вопросе будет отведена нашему министерству, а основные постулаты прописаны в Стратегии Латвии — 2030. Надо признать, на сегодняшний день мы даже не обладаем данными о том, насколько успешно происходит интеграция, допустим, инвалидов на рынке труда… То есть не можем по-настоящему оценить глубину проблемы.

Три кита интеграции

В общем, единственное, что смогли представить чиновники в виде доказательства своей кипучей деятельности, нацеленной на объединение латвийцев, это три скромных проекта. Первый – учебное пособие для тех госслужащих, кто работает с клиентами — гражданам из третьих стран. Второй — это просветительская деятельность среди молодых политиков с той мыслью, чтобы последние были толерантнее и подбирали правильные слова, когда говорят о равенстве и национальном разнообразии. И третий — практические советы для судей, как не быть уличенными в дискриминации. По мнению департамента, этих мероприятий вполне достаточно, чтобы удовлетворить требования Европы и – что немаловажно — освоить все средства еврофондов, выделяемые на «национальную тему».

- Я бы хотел жить в том государстве, о котором вы говорите, – прокомментировал слова  Климкане представитель Комиссии сейма по правам человека  Борис Цилевич. – Но, похоже, ваш рассказ все же относится к области фантастики. Особенно в свете того, как мы ужесточаем наказания за использование других, кроме латышского, языков при исполнении профессиональных обязанностей; как мы стращаем чиновников — не дай бог перейти с пенсионером на русский и т.д… О какой интеграции можно говорить, когда любая ошибка может стоить человеку 200 латов, а предприятию 1000 латов? Мое мнение: языковой террор и  нетерпимость в обществе умными брошюрами не одолеть. Департамент г-жи Климкане научился осваивать деньги и писать красивые отчеты для ЕС, которые в действительности не имеют никакого практического применения!

На госслужбу по квотам?

В Латвийском центре по правам человека согласны с депутатом, уверена Иванова.

- У нас есть большие сомнения относительно объективности социсследований, посвященных теме интеграции и эффективности проектов, продвигаемых профильным департаментом: зачастую в социологических выборках представлены всего 10% нацменьшинств. – убежден руководитель Центра Борис Колчанов. – Это все равно, что опрашивать 90% мужчин и 10% женщин о том, какую губную помаду они предпочитают. Можно ли в таком случае быть уверенными в том, что мы отсылаем в Европу правильные цифры? Другая проблема — это собственная пассивность русских. Люди все реже отстаивают свои права, об этом красноречиво говорит статистика Латвийского объединения профсоюзов: за год ни одной жалобы на дискриминацию по национальному признаку на рабочем месте! В то же время наши данные говорят об обратном. К примеру, среди иммигрантов, которые меньше пяти лет проживают в Латвии, около 40% утверждают, что чувствуют себя изгоями и не раз сталкивались с проявлениями шовинизма.

Однако по мнению директора Школы госадминистрации, а в прошлом работника Госканцелярии Байбы Петерсоне интеграция по-латвийски уже достигла своего апогея. – Мы сохранили школы нацменьшинств, большего требовать от министерства — бессмысленно. Хотя бы потому, что сегодня госаппарат работает в кризисном режиме. Мы стараемся сделать систему максимально компактной и дешевой. А это полностью исключает расходы на дополнительные программы этнической «реабилитации». На всё требуются деньги: кто-нибудь считал, сколько стоит обеспечить двуязычие на уровне самоуправлений? Другими словами, я не против русских в госсекторе. Но кто за это заплатит? К тому же, любые искусственные меры, как например введение квот для нацменьшинств в госсекторе, могут обернуться полным идиотизмом! Так было в Боснии и Герцеговине. После того, как Европейский суд по правам человека признал, что эта балканская страна виновна в их дискриминации миноритариев. Провели реформу, к выборам в высшие органы исполнительной и законодательной власти стали допускать по лимитам. Хорваты, сербы и цыгане тут же бросились менять паспорта и свою национальность.

- Спорить с г-жой  Петерсоне никто не решился. Квоты это определенно лишнее, насчет других способов — надо думать, было общее мнение экспертов. Ясно одно: планировать  операцию по спасению интеграции в Латвии невозможно, пока власти не разобрались — кого и от чего следует спасать? Будь это частный бизнес, с таким отношением он давно бы пошел ко дну. Потому что нельзя выходить на рынок, не понимая, кто твой покупатель и что ему нужно… – подытожила Иванова.

14.06.2011 , 19:05

Татьяна Лазарева


Написать комментарий

Ах,вот вы КАК?-Миноритариям-жалкие 10%-?-таки можете оставитъ себе...Видит Всевышний-не мы ,,этого,,хотели,-а вот теперъ-таки ПРИДЕТСЯ ,,перениматъ,,ВСЕ...

Интересная тема. Хотелось бы взглянуть на более подробный отчет наших интеграторов о проделанной работе за 15 лет!

Сравните две статьи и сделайте выводы
http://www.ves.lv/article/176843

прочел. вывод: Иванова работает и в Вестях. чем это плохо? а то, что собрала инфу на конференции собрала, а какая разница где ее собирать? вы, батенька, всё заговоры ищите

У нас есть большие сомнения относительно объективности социсследований, посвященных теме интеграции и эффективности проектов, продвигаемых профильным департаментом: зачастую в социологических выборках представлены всего 10% нацменьшинств. – убежден руководитель Центра Борис Колчанов. – Это все равно, что опрашивать 90% мужчин и 10% женщин о том, какую губную помаду они предпочитают

ну как я и говорил промывают мозги. типа вас очень мало идите быстрей в нацисты. правительство нагло врет. а факты таковы что в ЛР в 90 году большинство страны было русских... ну не реально чтобы за 20 лет исчезло пол страны и нарожались латыши. реально шас русских около 40-50%. а что несут власти нацеленное зомбирование или промытие мозгов. шас треть страны за рубежим как минимум. а данные нам представят что мол все хорошо. вот увидете

Написать комментарий