Байба Лулле: Хронический недостаток политической смелости

Если в западно-демократических странах после парламентских выборов сразу становится ясно, кто будет формировать новое правительство, то в Латвии после выборов политики еще долгое время гадают на кофейной гуще.

Сейчас, когда власть концентрируется вокруг мессий, по национальной принадлежности или "за тех, кто против врагов", найти аргументы в пользу или против какой-либо партии становится все труднее. Особенно, учитывая то, что все из них противодействуют друг другу, чертят красные и розовые линии направо и налево так, что выхода в этом лабиринте найти уже невозможно.

Дилемма выбора между "Центром согласия" (ЦС) и национальным объединением (VL-ТБ/ДННЛ) в создании коалиции возникла уже после выборов 10 Сейма, но так и осталась нерешенной. В этот раз уйти от выбора возможности практически нет, если не считать варианта включения в двупартийную коалицию "Партии реформ Затлерса" (ПРЗ) и "Единства" абсолютно другую силу – Союз "зеленых" и крестьян (СЗК). Но в этом случае ПРЗ пришлось бы признаться в собственной ошибке инициирования роспуска 10 Сейма, хотя, как мы видим, ПРЗ свои же ошибки не особенно и расстраивают – будь то логотип партии, выбор кандидата в премьеры или же ошибки в программе, как, например, отмена сниженной ставки НДС.

Выбор между ЦС и нацобъединением затлеристам ничего хорошего не сулит – и так нестабильный ПРЗ и здесь разделился во мнении. Существует вероятность, что после выбора неискушенные политики не выдержат критики и давления.

Такую же ситуацию можно наблюдать и в "Единстве", правда, здесь чаша весов на 2/3 склоняется от сотрудничества с ЦС. И это вовсе не означает, что чаша автоматически склонилась к нацобъединению, ведь это будет означать игнорирование мнения значительной части общества и отставку их представителя в оппозицию. Возможно также и обострение отношений с Россией, особенно после возвращения Владимира Путина на должность президента РФ.

Ясности нет и через неделю после выборов. При этом уже почти опустошен мешок министерских постов, хотя каждый уверял, что об этом будет говорить в последнюю очередь. Так говорили почти все, кроме, пожалуй, нацобъединения. При этом ни у одной партии нет согласованного с другими мнения о кандидатах: ЦС хочет выбрать министров из рядов профессионалов, а выбранных депутатов оставить в Сейме, премьер от "Единства" Домбровскис – наоборот, в министры пророчит тех, кто пользуется популярностью у избирателя, а нынешние министры претендовать на должности не будут. Затлеристы, в свою очередь, сначала "давали власть народу", а теперь наступают на те же грабли, которыми по лбу уже получило "Единство", поручая правовые вопросы весьма влиятельной, но депутатского мандата не получившей Сандре Соноре-Кукуле.

При этом далеко не так много, как о должностях, слышно о проделанной партиями работе, планируемых реформах, экономическом предложении. Кто этим займется? ПРЗ с "динством" создали экспертную группу. Любопытно, какую же они вдвоем создадут правительственную декларацию, которую впоследствии собираются предложить либо одним, либо другим за формальный статус коалиционного придатка? Насколько стабильной будет эта коалиция?

ПРЗ пытается переложить всю ответственность на президента Андриса Берзиньша, а Солвита Аболтиня призывает не преувеличивать его роль в этом вопросе, ясно показывая, что выбор между ЦС и нацобъединением придется сделать Затлерсу, вместе со всеми вытекающими. Зачем же "Единству" отказываться от "золушки" Затлерса, который разгребет угли своими руками? Тем более, что эта партия не только пошатнула позиции "Единства", отобрала электорат объединения, должности, но еще и создала риск раскола из-за выбора партнеров правительства? Ну нет, милый, ты эту кашу заварил, тебе и расхлебывать.

Заявление Аболтини о преувеличенной роли Берзиньша – как намек на то, чтобы президент не вмешивался и дал Затлерсу разобраться самому. Интересно, к чему приведут разговоры Затлерса с Берзиньшем, учитывая то, что лидер ПРЗ ранее заявил, что реальные переговоры о коалиции начнутся лишь после встречи с президентом?

Демонстрация недостатка политической смелости продолжится. Это уже становится хроническим и выражается в неспособности годами реализовать структурные реформы, в заискивании перед кредиторами, в затягивании решений в ситуации с авиакомпанией airBaltic, а сейчас – и в формировании коалиции. Национальная особенность латвийской политики, так сказать.

*Байба Лулле – журналист издания Neatkarīgā Rīta Avīze

(Neatkarīgā. Перевод Mixnews.lv)


Написать комментарий