Профессор о референдуме: ситуацию первый создал Затлерс, накалил — НБ

obozrevatel.com
obozrevatel.com

Директор Центра Государственного языка (ЦГЯ), профессор Рижской Юридической высшей школы Марис Балтиньш не верит, что «Центр согласия» (ЦС) в ситуации с русским языком поступил бы иначе, если бы попал в правительство. Он также обвиняет экс-президента Валдиса Затлерса (ПРЗ) и Национальный блок (НБ).

«Я не верю, что ЦС бы действовал иначе, если бы попал в коалицию. Может быть разве что не так прямо и цинично. Следует отметить, что момент тоже очень подходит для такого демарша, так как в стране экономический кризис», – сказал Балтиньш изданию Neatkarīga.

Он считает, что большую вину следует на себя взять и журналистам, которые после парламентских выборов заявили, что настоящий победитель — ЦС.

«Мы же очень хорошо знаем — в Латвии никогда не было практики, что правительство составляет именно та фракция, у которой наибольшее числом мандатов. У нас самая большая фракция сидит в сторонке, если не может создать коалицию», – сказал Балтиньш.

Он сказал: «На самом деле эту угрожающую ситуацию первый создал Затлерс своим реваншистским указом №2, который разрушил и без того хрупкий порядок в политике. Потом ситуацию накалил НБ своей безрассудной идеей радикально изменить закон об образовании. Это то же самое, как сейчас предложить снести памятник оккупантам в Парке Победы. Это нужно было делать вместе со снятием памятника Ленину с постамента и ни минутой позже. Момент упущен. Теперь это будет самой настоящей провокацией с непредсказуемыми последствиями». Балтиньш убежден, что идея НБ не была успешной, потому что дала возможность оппонентам сказать, что первые на конфронтацию пошли латышские политики. Этот аргумент сработал.

По мнению Баглтиньша, референдум о русском языке – это тяжелые последствия политики конца 90-х гг, с которыми сейчас пришлось столкнуться стране.

«Тогда под давлением различных европейских органов и из-за демагогии местных общественных организаций был резко сужен круг лиц, которые были обязаны знать латышский язык, особенно в частном предпринимательстве. Это негативно повлияло на людей, которые до этого хотели выучить латышский язык», — говорит директор Центра госязыка.

К тому же в Латвии существует диспропорция между знанием языка и его употреблением. «Если во многих местах люди не используют госязык, потому что не знают его, то у нас ситуация совершенно иная – язык люди знают, но не употребляют», — полагает Балтиньш. По мнению профессора, такое отношение тоже сложилось в результате уступок в языковой политике.

Балтиньш указывает, что необходимо участвовать в референдуме, чтобы голосовать против русского языка, а позиции латышского языка лучше всего укреплять, употребляя его.

«Никто из нас не обязан уступать или подстраиваться, чуть только кто-то обращается к нам по-русски. Не нужно себя обманывать – это вопрос самоуважения, а не доброжелательности. Ведь речь идет не о ней, а об угодничестве. А у людей других национальностей это не вызывает уважения», — сказал Балтиньш.


Написать комментарий