Резекне: от богатого прошлого к светлому будущему 1

ivans.ribakovs.lv
ivans.ribakovs.lv

«Час» побывал в Резекне и узнал, что в маленьком городе те же проблемы, что и в большом. Но решаются они большими усилиями. Но у Резекне, несмотря на отдаленность от центра, есть все данные для того, чтобы стать «богатым и знаменитым». Об этом наш разговор с мэром города Александром Барташевичем.

Цель – снизить тариф на тепло

Отправляясь в Резекне, мы располагали информацией, что город испытывает не лучшие времена. В последние годы закрылись Резекненский молочный комбинат, сократил объемы работ и число рабочих мест завод «Ребир», были проблемы с поставщиком тепла, литовской компанией, да такие, что на какое-то время жители остались не только без горячей воды и тепла, но и без газа.

Но, оказалось, жизнь налаживается. Город встретил чистыми улицами, то тут то там группы рабочих ремонтировали дороги. Хотя нас, журналистов, частенько упрекают в любви к негативу, признаюсь, что писать о хорошем намного приятнее. Конечно, если есть о чем.

- Когда два года назад я приступил к управлению городом, какую сферу было ни взять – везде проблемы. Начиная с поставки теплоэнергии. Пришлось в первую очередь искать адвокатов, которые защищали бы интересы города в судебных инстанциях – было открыто порядка пяти делопроизводств по делу предыдущего оператора «Латгалес энергия». Мы судимся по сей день – думаю, все это может занять порядка трех лет, поскольку наш оппонент использует все возможности, чтобы выйти сухим из воды, но правда на нашей стороне.

- Сейчас перед городом не стоит угроза холодной зимы?

- Нет, хотя мы и потерпели большие убытки, городу пришлось взять на себя обязательства на 4 млн латов, чтобы выплатить долги, которые сделала «Латгалес энергия». Но теперь теплоснабжение в городе налажено. 20 лет в этой сфере ничего не делалось. Сейчас мы уже почти полностью реконструировали систему теплоснабжения в городе – новые котлы эффективнее старых на 25%, и через какое-то время можно будет говорить о снижении тарифов. Сейчас у нас стоимость мегаватта – 48 латов, а в будущем может быть около 43 латов, конечно, при неизменной цене на газ.

- Мало таких городов, где в нынешние времена думают о снижении тарифа, – даже в Риге он традиционно ползет вверх. А высокие тарифы, как мы знаем, увеличивают объем социальной помощи.

- По сравнению с 2009 годом общий объем социальных пособий с 400 тысяч латов вырос до полутора миллионов. Чтобы поддержать самые незащищенные семьи, мы снизили административные расходы на 30- 40% и постоянно ищем возможность поддерживать малоимущих горожан.

Будет трудно – но не пропадем

- Как скажется на системе помощи решение правительства отказаться от государственного софинансирования социальных пособий?

- Это достаточно сильный удар по самоуправлению – не только Резекне, но и всех самоуправлений страны. Свои инвестиции мы сохраняем, но раз на государственные рассчитывать не приходится, то прямым образом отсутствие финансирования скажется на снижении количества человек, которые будут получать пособия по гарантированному прожиточному минимуму и квартирные пособия. Мы уже готовимся к этому. В Резекне по сравнению с другими самоуправлениями и городами достаточно высокий уровень безработицы – сейчас 17,8%, хотя пик был 23,5%. Это хорошая динамика снижения – 5%, тогда как по стране это 3,5- 4%.

- В городе остались действующие предприятия?

- Достаточно хорошо развивается и дает рабочие места мясокомбинат. Есть компании, которые ведут переговоры об использовании помещений Rebir. Мы активно пытаемся помочь, чтобы они завершились успешно. В октябре в Резекне собралось более 25 дипломатических представительств, мы их знакомили с предприятиями, которые работают в специальной экономической зоне (СЭЗ), – рассчитываем, что по дипломатическим каналам информация о городе уйдет к потенциальным инвесторам в их странах. Например, шведская компания LEX, которая занимается металлообработкой, уже строит новые корпуса и практически удваивает количество работающих на своих заводах местных жителей. Мы ориентируемся в большей степени на иностранных инвесторов, потому что понимаем, что местные предприниматели вряд ли обладают необходимым потенциалом, хотя мы всячески помогаем своим предпринимателям расширять бизнес.

- Основные перспективы у вас связаны с развитием СЭЗ?

- СЭЗ работает 15 лет, но за последний год у нее открылось второе дыхание: мы поменяли статус СЭЗ, перестроили ее работу. За этот период здесь удвоилось количество предприятий, они используют соответствующие налоговые льготы и преимущества.

Даешь, молодежь!

- Есть кому работать на будущих заводах? Ведь из регионов люди уезжают не только на Запад – но и в Ригу.

- В лучшие времена в Резекне жили 44 тысячи человек, сейчас, через 20 лет, – 34,5 тысячи. Латгалия в год теряет по проценту – значит, если динамика сохранится, то через сто лет здесь никого не останется. Эта проблема не может быть решена только на местном уровне – нужно серьезное вмешательство правительства. Самоуправление в свою очередь достаточно много вкладывает в инфраструктуру – чтобы не только инвесторов заинтересовать, но и жителей города. Близки к завершению очень крупные проекты – реконструкция Атбривошанас алея, строительство Центра услуг для молодежи и юношества около Замковой горы – это инвестиции порядка 6 миллионов.

- Пытаетесь заинтересовать молодежь?

- Можно по-разному оценивать инвестиции, которые мы сейчас делаем, но на самом деле все делается для того, чтобы молодежь направить по правильному пути, предложить им сферы приложения усилий со знаком плюс. Чтобы они не разрисовывали стенки, не пили пиво на руинах незаконченных объектов, не выворачивали столбы, а занимались, например, спортом.

- Есть где им заниматься?

- Есть, но мы считаем, что недостаточно, в планах – строительство Олимпийского центра. Уже заключены договоры с Олимпийским комитетом – это наш совместный проект, в правительстве лежат документы на финансирование. Центр очень ждут в городе. У меня на днях были два класса из Польской гимназии, и когда им рассказываешь о том, что в Резекне будет кинотеатр, где будут показывать фильмы 3D, у них глаза начинают гореть. Также и для наших хоккеистов, которые ездят тренироваться в Даугавпилс, будет большая радость, когда здесь появится ледовая площадка с искусственным льдом.

Потенциал есть

- Резекне далеко от столицы, но у вас богатая история, вы тоже можете привлекать туристов.

- Мы рассчитываем, что Резекне станет культурным центром, и к нам будут приезжать люди из районов в радиусе как минимум 100 км. Для этого нужен концертный зал – тысячи мест достаточно, чтобы обслужить весь регион. Кто-то говорит, что не надо, а мы считаем, что надо, – пусть люди не в Ригу ездят на знаменитого артиста посмотреть, а к нам приезжают. Новый многофункциональный центр (концертный зал) поднимет статус города и привлечет молодежь.

Латгалия и Резекне обладают своей спецификой. Здесь немало замечательных старообрядческих церквей. Сакральный туризм – очень интересная тема для развития. Строится информационный туристический центр. Наша концепция – мы должны обобщить под своим крылом все возможные услуги для туристов, которые может предоставить регион, формировать маршруты и предлагать продукт на рынок централизованным образом. Но перед этим мы должны выполнить серьезную домашнюю работу. У нас недостаточно гостиниц, и если туристический поток увеличится, мы не сможем обеспечить проживание. А ориентировать туриста на один день – не совсем правильно для города. Турист оставляет деньги в кафе, гостиницах, других платных местах развлечения – в том же концертном зале.

 Подготовка займет годы.

- У любого процесса есть начало. Если мы сейчас не будем заботиться о будущем и просто махнем рукой – дескать, это долго, давайте ничего не делать и думать, что, если приедут туристы, мы обслужим их как можем, то ничего и не произойдет. Возможно, наши планы и выглядят амбициозными и нереальными, но я не согласен с оппонентами, которые нас упрекают, что мы не рассчитываем свои силы. Очень хорошо мы все рассчитываем.

- Кто у вас в оппонентах?

- Есть такие, в том числе и местная пресса. Понятно, что это тоже бизнес, газеты лучше раскупаются, если в них скандал. Нас ругают вообще за развитие города. Реконструируется улица – плохо, что вырубаются деревья. Сажаем новые – плохо, что они долго будут расти. Концертный зал не нужно строить, потому что ходить туда некому. Пассивная позиция «лучше ничего не делать, давайте жить по-старому» – неправильная. По этой же причине у нас не реализуются европейские деньги на утепление зданий: пресса твердит, что это авантюра.

- В товарищах есть согласие?

- Раньше у нас был винегрет. Предыдущая дума была представлена одиннадцатью партиями и тринадцатью депутатами. В нынешней думе только четыре партии, девять депутатов представляют «Центр согласия».

- Как вы чувствуете, у вас есть контакт с городом?

- Поскольку я местный, конечно же, есть контакт. У меня есть политический опыт, я стараюсь быть достаточно открытым, использую все возможности для общения с горожанами – и формальные, и неформальные.

Большие и маленькие

- Есть у нас Союз больших городов Латвии – какую позицию вы в нем занимаете?

- У нас нет четкого распределения, мы обсуждаем все проблемы. Единственная должность в этом союзе – председатель, и он каждые полгода меняется. Черед Резекне придет после следующих выборов в самоуправления.

- Этот союз дает что-то, кроме обмена мнениями?

- Конечно. Мы объединяем свои усилия в отстаивании интересов больших городов, мы обмениваемся опытом, регулярно ездим, например, в Валмиеру, в Вентспилс. Допустим, в Валмиере грамотно и спокойно происходит управление городом, он развивается, там невысокие тарифы. Мы хотели бы работать таким же образом. Надо понимать, что у нас раздел государственных ресурсов происходит по партийной принадлежности. Резекне всегда был на последнем месте. Мы за то, чтобы какие-то преференции распределялись между городами равномерно, по необходимости. Латгалия же долгие годы остается в запустении, с наименьшей поддержкой.

- Латгалия и в частности, Резекне, такой интересный регион, где смешались латышская, литовская, русская, польская, белорусская общины. Как они у вас уживаются?

- Замечательно. Самое интересное, что для общин такого вопроса нет. Они просто живут рядом друг с другом.

- Но госязык – латышский…

- Да, хотя я считаю, что позиция государственного языка достаточно неправильна и противоречит Конвенции национальных меньшинств. Мы в думе не имеем права рассматривать заявление на русском языке, хотя, наверное, половина горожан причисляет себя к русскоязычным. У меня были конфликты с инспекцией, когда я рассматривал заявления на русском. Это абсурд. Точно так же и с использованием языка на частных предприятиях, что никоим образом никого не ущемляет, но тем не менее за это штрафуют.

- Традиционный вопрос: что бы вы сделали, будучи премьер-министром?

- Есть резерв для оптимизации государственных структур, которые могут выполнять свою работу более эффективно, и информационные технологии позволяют делать это без особых усилий. Другой момент, что у нас нет перспективных планов развития государства. Из года в год от правительства к правительству переходит декларирование того, что мы думаем о будущем, что у нас есть перспектива развития, – но на самом деле ничего для этого не делается. Это порочная практика.

В первую очередь планы развития должны касаться экономики, а разделить деньги и использовать их на пособия мы всегда успеем – давайте думать, как их зарабатывать. И, конечно же, хотелось бы системы, которая была бы более-менее стабильна, чтобы правительства не менялись так часто, чтобы чиновники отстаивали не корпоративные интересы, а думали о государстве в целом. И, конечно же, они должны очень четко понимать последствия своих решений. Может быть, это случится в результате такого морального переоформления нашей жизни, когда человек станет делать хорошие дела по убеждению, не только за деньги.

- А для своего города что бы вы хотели?

- Тут гораздо проще: то, что я хочу, я уже делаю. Естественно, финансирования хотелось бы, чтобы европейские средства распределялись по региональному принципу, а не по отраслевому – когда министерства отвечают за решения, куда эти деньги вкладывать.

- Что бы вы пожелали в будущем году жителям своего города и читателям газеты «Час»?

- В преддверии новогодних праздников хочу пожелать резекненцам, чтобы в их сердцах всегда было место для любви, верности, для милосердия, чтобы не пропадало уважение и почтение к людям старшего возраста и была забота о будущем поколении. Каждому из нас желаю мира, любви, терпения и исполнения желаний.


Написать комментарий

Был три тому назад в Резекне. Хотел встретиться мэром по вопросам модернизации города, в частности системы теплоснабжения, но местные активисты настоятельно и упорно отговаривали меня в бесполезности этой встречи. И я не стал настаивать. Но есть способы снижения тарифов ЖКХ в любом городе в 2 раза. Есть простейшие подходы, которые мне известны как инженеру, а не журналисту и чиновнику. Во-первых, можно рассмотреть вариаат перевод одного из домов, скажем, любой трехэтажки или пятиэтажки на схему теплоснабжения без ТЭЦ. С другим теплоносителем или энергопотенциалом. Я не имею ввиду электричество....
И не стану говорить о тех прорывных решениях, которые можно было бы впервые продемонстрировать на Резекне, Риге и прочих городах Латвии.Именнно напряженная ситуация с проблемой теплоснабжения дает возможность продвнуть новые решения. Но готовы ли к этому городските власти. Почему все задачи должен решать мэр? Почему не создать коллективное правление инженеров в одном из райцентров и продемонстрировать наши возможности? Финасирование? Да под прорывные идеи деньги мы найдем. Но дарить идеи мэру мы не хотим. Чиновник не должен править городом. Как не должен и не может править самолетом, кораблем.Мы мы могли бы создать микрозону в Латвии-где правили бы всем инженеры, именно инженерная коллегия. Мы входим в эпоху вертуальных техногенных катастроф и чиновник не сможет решить проблемы времени, он просто не имеет соответствующего образования... Пишите нам: Litpab@yandex.ru