Иранский атом: Москва призывает к осторожности

При отсутствии консенсуса в обсуждениях иранской ядерной проблемы Москва снова выступает с осторожным заявлением. МИД России заявляет, что введение санкций против Тегерана - не лучший вариант решения проблемы.

“Вопрос о санкциях против Ирана ставит телегу впереди лошади, – заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. – Санкции – отнюдь не лучший и не единственный способ решения проблем”.

“Мы помним историю санкций против Ирака и знаем, чем это всё закончилось”, – отметил российский министр.

Европа согласна не торопиться. Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро высказался в понедельник в поддержку взвешенного подхода, сказав, что “нет необходимости спешно” вводить санкции.

Европейский союз и Соединенные Штаты пытаются заручиться поддержкой России и Китая в вопросе об иранском атоме. Накануне этот вопрос обсуждался на лондонской встрече, в которой участвовали представители постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии.

Вместе с тем, как заявил замминистра иностранных дел Германии Гернот Эрлер во вторник, участники встречи в Лондоне расходятся в оценке целей и задач планируемого заседания МАГАТЭ и возможной резолюции по этому вопросу.

Готовность к заседанию

После переговоров в Лондоне представители “европейской тройки” сообщили, что они обратятся к МАГАТЭ с просьбой провести заседание по иранской ядерной программе 2-3 февраля.

Сергей Лавров заявил во вторник, что “Россия будет готова к такому заседанию”. “У нас есть соображения о том, что такое заседание могло бы сделать, чего оно могло бы достичь”, – сказал Лавров.

По словам министра, на встрече в Лондоне все участвовавшие в ней страны “выразили озабоченность” по поводу решения Тегерана возобновить работы по обогащению урана.

При этом Лавров фактически повторил слова президента России Владимира Путина о необходимости избегать резких движений в отношении иранской ядерной проблемы, чтобы не обострить ситуацию. “Абсолютный приоритет – это обеспечение режима нераспространения ядерного оружия”, – заявил глава МИД России.

Последние заявления несколько отличаются от недавних выступлений представителей МИД и министерства обороны России. В конце прошлой недели они предупреждали Иран о том, что ядерный спор может закончится обсуждением вопроса о санкциях в Совете безопасности ООН.

Одновременно сообщают о заявлении иранского посла в Москве. В понедельник вечером посол Голамреза Ансари заявил, что Иран считает предложение о переносе программы по обогащению иранского урана “конструктивным” и Тегеран по-прежнему изучает его. По словам Лаврова очередное обсуждение этого вопроса пройдет 16 февраля, то есть уже после планируемого заседания МАГАТЭ.

Глава МИД России подчеркнул близость позиции Москвы со странами “евротройки” по отношению к Ирану.

“Поддерживаю призыв о возобновлении переговоров, но исхожу из того, что реально это сделать возможно только на общеприемлемых условиях, на условиях моратория на обогащение урана”, – заявил Лавров на пресс-конференции.

“Ключи от Бушерской АЭС – в России”

Тем не менее, Лавров дал понять, что Россия сохраняет рычаги давления на Иран, заявив, что проект строительства АЭС в Бушере будет реализован “в условиях, когда режим нераспространения [ядерного оружия – ред.] будет полностью соблюдаться”.

Незадолго до этого агентство ИТАР-ТАСС распространило заявление компании “Атомстройэкспорт”, управляющей строительством АЭС в Бушере.

Из него следует, что сроки строительства и пуско-наладочных работ на иранской АЭС “Бушер” могут быть изменены.

Российская компания сообщает, что отправила в Иран делегацию “в соответствии с ранее утвержденным планом переговоров”. "В программе обсуждения, в том числе, и вопросы, связанные с графиком сооружения АЭС “Бушер”, – сообщили представители компании агентству ИТАР-ТАСС.

“Предложения российской стороны по изменению сроков проведения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ атомной станции обусловлены исключительно технологическими регламентами”, – отметили в “Атомстройэкспорте”.

“Ключи от Бушерской АЭС находятся в России, – подчеркнул в интервью Би-би-си директор российского Центра политических исследований Владимир Орлов. – Это знают и в России, и в Иране, это знают ЕС и США”.

“Пока мы слышали из Тегерана последовательные обещания вести себя кооперативно в части нераспространения ядерного оружия, Россия не видела никаких преград для строительства Бушерской станции. Ничего случайного в отношениях с Ираном не бывает, и наши практические организации конечно сверяют свои часы со внешнеполитическим ведомством”, – считает эксперт.

17.01.2006 , 16:40

news.bbc.co.uk


Написать комментарий