Наш город: 16 марта в Даугавпилсе – день рождения Михоэлса

пресс-фото
пресс-фото
В минувший понедельник, 9 марта, в Даугавпилсе начались традиционные Дни Соломона Михоэлса, посвященные в этом году 125-летию со дня рождения нашего земляка.

По злой иронии судьбы, 16 марта, когда Даугавпилс и немалая часть мировой общественности будет отмечать 125-й день рождения великого актера, бессменного руководителя Государственного еврейского театра и председателя Антифашистского комитета Соломона Михоэлса, в латвийской столице будут маршировать бывшие легионеры Waffen SS.

Друзья и родные вспоминали, что Михоэлс испытывал почти физическую боль при одной только мысли о 6 миллионах евреев, погибших в годы Великой Отечественной войны. А еще он очень хотел приехать в Даугавпилс — город детства. Но мечта так и осталась мечтой.

Соломон Михоэлс трагически погиб 12 января 1948 года. И уже 15-го в адрес Еврейского антифашистского комитета пошел поток соболезнований, подписанные такими гениями, как Альберт Эйнштейн, Марк Шагал, Шолом Аш. «Его безвременная смерть — непоправимая утрата не только для советского еврейства, но и для евреев всего мира», «Он был самой блестящей фигурой в нашем еврейском искусстве – так они оценивали утрату Михоэлса.

Отмечаем 125 лет со дня рождения Михоэлса

В этом году Дни Михоэлса открылись театральной премьерой. Спектакль «Наш Михоэлс» – подарок Даугавпилсу от народного театра «Искатель» и его режиссера Юрия Лосева – состоялся в городском музее.

Сегодня, 12 марта, в 14.00 в новом корпусе Даугавпилсского университета школьники и студенты шести учебных заведений города покажут свои театральные постановки на тему «Театр: гармония и ритм».

15 марта в даугавпилсской синагоге «Кадиш» коллектив народного театра «Искатель» повторно сыграет спектакль «Наш Михоэлс».
В понедельник, 16 марта, в 11.00 состоится возложение цветов у дома, где родился самый знаменитый король Лир. В этот день все желающие смогут побывать на выставке в честь Михоэлса, которую подготовили работники детского сада.

В этот же день в 17.00 на сцене Даугавпилсского театра состоится постановка «Михоэлс: о театре, о людях, о себе».

Кстати, с именем нашего земляка Соломона Михоэлса связаны еще две знаменательные даты в истории Даугавпилса.

25 лет со дня рождения улицы Михоэлса

23 января 1990 года, 25 лет назад, улица Яунатнес, расположенная в центре города и протянувшуюся от улицы Сакню до дамбы 18 Новембра, была переименована в улицу Соломона Михоэлса. Произошло это событие в честь 100-летия со дня рождения известного актера.

Здесь, в старинном особняке на Михоэлса, 4 (где сейчас расположен детский сад для детей-инвалидов), в многодетной семье Вовси 16 марта 1890 года родились двое мальчишек-близнецов — Хаим и Шлойме. Только тогда город назывался Двинск, а улица – Постоялой.

Шлойме – один из мальчиков, которому суждено было стать великим актером и руководителем Государственного еврейского театра – прожил в Двинске более 10-ти лет и не раз потом вспоминал годы детства, проведенные на Постоялой, 4.

К слову сказать, свою сценическую фамилию актер взял в честь имени своего отца – Михеля Мейеровича.

25 лет барельефу Михоэлса

В том же 1990-м благодаря стараниям председателя Общества еврейской культуры Анатолия Фишиля, председателя горисполкома Алексея Видавского и его заместителя Риты Строде на доме № 4 по улице Михоэлса был открыт барельеф в честь артиста и политического деятеля Соломона Михоэлса (мемориальная доска была установлена еще 16 марта 1967 года).

А в Даугавпилсском художественно-краеведческом музее хранятся вещи, принадлежавшие лично Соломону Михоэлсу: его письма, несколько фотографий, маленькая шкатулка с наполовину использованным и засохшим тюбиком отечественного грима, с зеркальцем, которое уже ничего не отражает, с бумажной коробочкой пудры «Рашель» и замусоленной заячьей лапкой.

Праздник без дочерей короля Лира

В последние годы для участия в Днях Михоэлса в Даугавпилс приезжала его младшая дочь — Нина Соломоновна Михоэлс, которую в память о блестяще сыгранной ее отцом роли частенько называли дочерью короля Лира. Режиссера и театрального педагога Нины Михоэлс не стало в ночь на 26 ноября 2014 года. Она родилась в Москве, но в 1972 году вместе со старшей сестрой эмигрировала в Израиль.

Нина Соломоновна очень многое сделала, чтобы сохранить память об отце. «Маленькой я часто сидела за сценой и пыталась понять, как обычный человек становится актером. Хотела поймать чудесный миг перевоплощения, но так и не уловила этого чуда», — вспоминала она.

В этом году Нине Соломоновне исполнилось бы 90 лет. После смерти младшей дочери Соломона Михоэлса ушла из жизни ее старшая сестра Наталия Соломоновна, Талочка, как ее ласково за глаза звали родные и друзья. На память о Наталье Соломоновне нам осталась замечательная книга, написанная на основе воспоминаний самой Натальи Соломоновны и Хаима Вовси, брата-близнеца отца.

Из книги старшей дочери Михоэлса Натальи Соломоновны «Мой отец Соломон Михоэлс. (Воспоминания о жизни и смерти)»

«Я хочу рассказать о Михоэлсе-человеке, о том Михоэлсе, каким он был дома и каким его мало кто знал. Однако жизни вне театра до определенной поры ни у него, ни, соответственно, у нас не было. Поэтому даже самые первые мои воспоминания связаны с театром.
«Что? Вызывают на репетицию? Сейчас иду!» — и отец передает меня на руки маме. Я, конечно, реву (как, впрочем, всегда при разлуках с ним). Папа стоит возле голландской печки, занимающей большую часть нашей семиметровой клетушки. Помню поворот головы и его голос, когда он откликается на зов. Позже я узнала, что магическое слово «репетиция» действовало безотказно, и я соглашалась его отпускать. Без этого слова слезам не было конца. И еще.
Мы с папой около дома в Чернышевском переулке. На нем светлая фуражка, он держит оглобли моей коляски — немыслимого сооружения на двух высоченных колесах. Его кто то окликает, он оборачивается, отпускает оглобли, коляска опрокидывается, и я лечу головой вниз…

Это, пожалуй, самые ранние воспоминания, которые мне удается извлечь из своей памяти. И вся дальнейшая жизнь с папой возникает обрывками, кусочками, часто не связанными между собой. Что и говорить… Не было у нас беззаботного розового детства с усадьбами, гувернантками, бархатными штанишками, добрыми нянями, пестрыми клумбами и мамой, поющей романсы под аплодисменты восхищенных гостей. Всего этого не было. Была тяжелая, полная нужды, лишений, горя и разлук жизнь с неповторимым и единственным, любимым и ни на кого не похожим отцом, жизнь, которую я бы ни на какую другую никогда не променяла.
Вспоминая детали нашей жизни, прожитой рядом с отцом, я понимаю, как мало, в сущности, времени мы провели вместе. Произошло это по целому ряду причин, о которых я в дальнейшем расскажу. Об одной из них, впрочем, упомяну сразу — я пишу о жизни отца, а дети, как известно, до определенного возраста в жизни родителей не участвуют. Наша же жизнь, в частности, сложилась так, что папа отсутствовал несколько месяцев в году, разъезжая с театром, а мы с мамой и сестрой всегда оставались в Москве.
Не осталось у нас и семейных легенд, любовно охраняемых бабушками. Обе бабушки умерли задолго до нашего рождения. И очень рано, когда мы были еще совсем маленькими, умерла наша мама».



Написать комментарий