Новый «Тихий Дон» уже снят! 1

Сергей Урсуляк, режиссер «Ликвидации», «Исаева» и «Жизни и судьбы», представил на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге свою экранизацию великого романа Михаила Шолохова. Правда, пока что лишь две серии из 14, пишет газета «Вести Сегодня».

Каждый, кто берется ставить фильмы по знаменитым книгам, попадает в зону повышенного риска. Если же у него есть удачливые предшественники, риск возрастает в разы. Однако Урсуляк убежден: «Классические произведения должны экранизироваться достаточно часто, каждые 10–15 лет, чтобы книга оставалась в кругу обсуждения. И чтобы каждое время рождало своих героев. Я люблю работать с большой литературой и рад, что мое предложение снять сериал по роману Шолохова было воспринято позитивно».

Имена исполнителей главных ролей мало что скажут нашим читателям. Григория Мелехова сыграл 31–летний Евгений Ткачук (обласканный фестивальными наградами за фильм «Зимний путь»; нельзя не сказать, что в 2014 году картина «Немного дольше» с участием Евгения получила премию «Большой Кристап» как лучшая короткометражка Латвии). Аксиньей стала дебютантка Полина Чернышова. Съемки она начала студенткой Театрального училища имени Щукина, а закончила дипломированной артисткой…

Полина, конечно же, хороша собой. Только вот на Элину Быстрицкую совсем не похожа. «Я же не клонирую выдающихся мастеров», — говорит режиссер. Понимает, что зрителям непременно нужно, чтобы на экране появились знакомые лица — «Глебов», «Кириенко», «Хитяева», — так уж мы все устроены, и просит об одном: попробуйте поверить молодым. Евгению, Полине. Никите Ефремову — Митьке Коршунову, Александру Яценко — Михаилу Кошевому, Дарье Урсуляк — Наталье, Анастасии Веденской — Дарье…

Жители станиц Вешенской и Еланской, месяцами наблюдавшие за новыми героями, уже поверили. Особенно тому, кто будет Гришкой.

«Ткачук — потрясающий артист, и если он будет правильно развиваться, то вырастет в выдающегося мастера. Я вижу очень много общего у него с Володей (Владимиром Машковым: по мнению Урсуляка, 20 лет назад именно он был бы идеальным Мелеховым. — Прим. авт.). Это та же самоотверженность, та же легкость в переходе от серьеза к юмору, то же погружение в роль, тот же превосходный темперамент».

Для того чтобы добиться внешнего сходства с персонажем Шолохова, Евгения перекрасили из блондина в брюнета и с помощью специального геля снабдили «вислым коршунячим носом» (впрочем, и Петру Глебову когда–то лепили горбинку). Точно таким же профилем наградили Сергея Маковецкого — Пантелея Прокофьевича Мелехова. Ежедневно на грим уходило около трех часов…

А еще актерам пришлось как следует — вплоть до вольтижировки и джигитовки — освоить верховую езду. Даже Маковецкий, который  из–за занятости тренировался реже, чем молодежь, держится теперь в седле как настоящий казак. А как косит траву и управляет повозкой — загляденье!

Девушкам тоже было чем заняться: вязали, пряли, коров доили сами… И всей съемочной группой учили местные песни и словечки, подражали говору. Шага не делали без консультантов (из числа специалистов или просто окрестных жителей). Чтобы было без вранья.

Из тех же соображений возвели в степи три декорационных комплекса — очень уж отличаются современные донские станицы от описанных Шолоховым. В 30 километрах от Вешенской выросли «хутор Татарский», помещичья усадьба и даже «австрийский городок» с мощеными улицами. Простоят ли долго, неизвестно — строили без фундамента. Но пока что это замечательный подарок для туристов.

Да, снаружи это «состаренный» новодел. Зато внутри все самое что ни на есть настоящее. Убранство казачьих куреней начала XX века художник Аким Матвейчук воссоздал с предельной точностью. Чайники, тарелки, чемоданы, самовары, занавески, казенки — бутылочки из–под водки, телеги, сенокосилки хранились в семьях долгие годы. Нет реквизита драгоценнее… Даже серьга в ухе Маковецкого–Мелехова не в бутафорском цеху сделана, а подарена одним из станичников. Тому дед говорил: 1848 года серьга. Старинная.  

В каких–то 150 километров от съемочной площадки звучат выстрелы, рвутся снаряды. Беженцев на Дону много. Мог ли кто–нибудь представить такое в 2012 году, когда затевался фильм?..

«Самое важное для меня в этой истории — это право человека на свободный выбор, на жизнь без вмешательства в нее даже с самыми благими намерениями, — говорит Сергей Урсуляк. — Людям надо дать возможность жить так, как они хотят. А очаровываться ложными идеями и разрушать то, что сделано хорошо, не надо. Именно про это я и снимал картину. Мы сосредоточились не на движении народных масс в революции, а на истории семьи, через героев которой отражали события, перипетии, трагические повороты начала прошлого века. Мне не интересна борьба красных с белыми, не интересна правота Николая II или генерала Каледина. Мне интересно посмотреть, как в 1912 году жило сообщество людей, которое было по–человечески счастливо или несчастливо, а через десять лет там оказалась пустошь, потому что пришли люди, которые решили улучшить их жизнь».

Фильм уже смонтирован, но еще не озвучен. Премьера его ожидается в ноябре на телеканале «Россия». Но перед этим рижская и лиепайская публика сможет увидеть Евгения Ткачука в деле — он исполнит главную роль в гастрольном спектакле «Шведская спичка».

К истории вопроса

Эпопею Шолохова экранизировали уже трижды. В 1931 году немую ленту сняли Ольга Преображенская и Иван Правов; в 1958 году вышла трехсерийная экранизация Сергея Герасимова. В начале 1990–х свою версию «Тихого Дона» сделал Сергей Бондарчук; после смерти режиссера материал домонтировал его сын Федор. Первый фильм знаком только людям кино, второй считается каноническим, третий демонстрировался по телевидению в 2006 году, но был очень прохладно принят аудиторией, несмотря на имя режиссера.

 


Написать комментарий

Каждый, кто достаточно часто берется за бутылочки из–под водки, попадает в кругу Михаила Шолохова – к Митьке и Еланской. Особенно нужно, чтобы дольше закончила Полина! Девушкам тоже там оказалась пустошь…