В Москве и в Крыму проходят кинофестивали. В Санкт-Петербурге кина не будет

Международный Московский кинофестиваль благополучно открылся 23 июня. Вопрос о председателе жюри решился — им стал польский режиссер Анджей Жулавский. Началась работа — для кинематографистов и публики, ведь в программе более 200 фильмов — только успевай смотреть!

Россия предлагает на первое “Червя”

За “Золотого Георгия” — главный приз фестиваля — в основном конкурсе будут соревноваться 17 фильмов, из них восемь — режиссерские дебюты. От России выбран фильм, по словам критиков, весьма спорный, даже экстремистский — “Червь” Алексея Мурадова.

А по словам режиссера, это “мужская драма”, фильм о человеческом достоинстве. “Разговор на эту тему, как мне кажется, более актуален, чем прежде”, — считает он. Герои — наши современники со всеми вытекающими отсюда экстремальными подробностями. Как сказал поэт: “Я раб, я червь, я царь, я Бог”. Кто есть кто, увидим.

Фильм был снят за 36 дней, съемки проходили в живописном Выборге. В главных ролях Сергей Шнырев и Анастасия Сапожникова. “Не люблю работать с известными артистами, — говорит Мурадов. — Мне интересно открывать и для себя, и для зрителей новые талантливые имена”. Мурадов неоднократно участвовал в международных кинофестивалях, его фильм “Змей” удостоен наград на нескольких кинофорумах.

Самые известные режиссерские имена в конкурсной программе: Иштван Сабо (фильм “Родственники”, в котором в одной из ролей снялся Олег Табаков), Рауль Руис (“Климт”, в главной роли Джон Малкович), Бертран Блие (“Сколько ты стоишь?”, в ролях Жерар Депардье и Моника Белуччи).

В рамках фестиваля кроме основного пройдет конкурс молодежных и экспериментальных работ “Перспективы”. Его жюри возглавил чешский режиссер Петр Зеленка. В “Перспективах” представлены две российские картины: “Франц + Полина” Михаила Сегала по военному рассказу Алеся Адамовича и “Маяк” Марии Саакян.

Появилась и новая программа: будет показано десять документальных фильмов — обладателей престижных кинопризов (“Оскар”, “Эмми” и др.). К сожалению, среди них нет ни одной российской ленты.

Закроется ММКФ фильмом испанца Педро Альмодовара “Возвращение”, который был представлен на недавнем Каннском фестивале. Напомним, что команда актрис, снявшихся в нем, получила приз за лучшую “коллективную женскую роль”.
В Крыму будут править Аксенов и Ступка

В Крыму не только воюют с незваными гостями-американцами. Отправив их восвояси, крымчане с минувшей пятницы начали отдыхать в обществе хорошего кино. В Севастополе открылся I Международный российско-украинский фестиваль “Остров Крым”.

Главную задачу его организаторы сформулировали так: “Остров Крым” должен стать островом творчества, любви и надежды". В рамках фестиваля состоится показ более 50 игровых, документальных и анимационных картин, которые представят панораму нового российского и украинского кино.

Название фестивалю подарил писатель Василий Аксенов, автор одноименного, можно сказать, пророческого романа. Он же возглавил фестивальное жюри. Президентом “Острова Крым” стал украинский актер Богдан Ступка.

“Для меня приглашение в качестве председателя жюри на Севастопольский фестиваль стало приятным неожиданным сюрпризом. Я считаю, что для Севастополя, и вообще для Крыма, это очень важное событие, которое, я надеюсь, поможет Крыму и крымчанам выйти из атмосферы напряженности и из зоны отчужденности”, — сказал Аксенов.

Писатель также выразил уверенность, что нынешний кинофорум станет постоянным праздником и дорастет до “поистине международного уровня”.
Ангел пролетел — не догонишь

Планировавшийся почти год фестиваль европейского кино “Золотой ангел”, он же — “Санкт-Петербург” (название уже успели изменить), придуманный неуемным Марком Рудинштейном, не состоится, как было обещано, летом 2006 года: его отложили до 2007-го. А пока петербуржцам придется довольствоваться лишь его презентацией, да и то в октябре.

Напомним, Рудинштейн, до 2004 года продюсер “Кинотавра”, а после владелец собственной компании “Киномарк” и организатор фестиваля “Лики любви”, собирался провести свое весьма помпезное мероприятие в июле. Он заявил, что новый фестиваль должен стать, ни много ни мало, “альтернативой Берлину и Венеции”. Энергичный деятель на этом не остановился: он предлагал включить в свой проект летние городские кинопрограммы “Послание человеку” и “Фестиваль фестивалей” (директор последнего, Александр Мамонтов, сразу отказался от такой идеи).

Проект “Золотого ангела” с самого начала выглядел утопией: на Дворцовой площади предполагалось построить временный городок — со зрительными залами, кафе и прочими увеселительными заведениями. Городские власти в принципе согласились, Рудинштейну оставалось только убедить директора Эрмитажа Михаила Пиотровского в полезности и безвредности подобной акции для главной площади города.

Но Пиотровского, протестовавшего против устройства киногородка перед Зимним дворцом, поддержали многие видные петербуржцы, в том числе режиссер Александр Сокуров. Не склонный к прямым конфликтам, Пиотровский предложил Рудинштейну альтернативный вариант: обустроить временные сооружения во дворах Генерального штаба, рядом с Дворцовой площадью. Эта идея не понравилась не только Рудинштейну, но и пожарным: ведь в случае чего люди оказались бы запертыми в тесном пространстве.

Марк Рудинштейн, однако, не сдавался. Он предложил закамуфлировать сооружения киногородка специальной сетью, на которой были бы воспроизведены фасады Генштаба. Пиотровский, узнав об этих планах, пригрозил покинуть оргкомитет фестиваля. К этому времени у каждой из сторон появилось по влиятельному лоббисту: Рудинштейна поддержала губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, а Пиотровского — министр культуры Александр Соколов.

Дата проведения кинофестиваля тоже оказалась проблематичной. Его открытие планировалось на 18 июля, дату, вплотную прилегавшую к саммиту “большой восьмерки” в Петербурге. А кроме того, “Золотой ангел” следовал бы прямо за Московским международным кинофестивалем. Впрочем, Рудинштейн с самого начала не скрывал, что его детище должно составить конкуренцию одряхлевшему столичному проекту: “Я считаю, что нужен, наконец, России крупный, интересный фестиваль. Помимо конкурсного показа, определяющее для него — решение культурологических задач”.

Никита Михалков, президент ММКФ, разумеется разгневался. И обозвал рудинштейновский проект большой и развесистой авантюрой. “Я убежден, что это не в пользу российскому фестивальному движению”, — заявил Никита Сергеевич еще осенью 2005 года. Брат пошел на брата — ведь в оргкомитет фестиваля Рудинштейн пригласил режиссера Андрея Кончаловского. Правда, тот в команде долго не задержался.

С нового года конфликты в команде Рудинштейна стали набирать обороты. Во-первых, фестиваль поменял название на “Санкт-Петербург”, а “Золотым ангелом” стал называться главный его приз. Во-вторых, было решено перенести открытие на 28 июля. В марте выяснилось, что фестиваль станет не европейским, а мировым. Пост его президента занял режиссер Дмитрий Месхиев, заменивший Андрея Кончаловского. Наконец, стало известно имя арт-директора: им стала Рената Режинас, советник европейских киношкол, секретарь фонда Совета Европы по производству, дистрибуции и демонстрации европейских кинофильмов. За два месяца ей удалось организовать презентацию фестиваля в Каннах и рассориться с Рудинштейном. Конкурсная программа “Санкт-Петербурга” осталась несформированной.

После ухода Режинас из оргкомитета “Санкт-Петербурга” Марк Рудинштейн признал, что ему не удается собрать нужные средства на организацию фестиваля. К тому же оказалось, что федеральные телеканалы не собираются включать трансляции с “Санкт-Петербурга” в свои сетки.

Итак, тотальное стечение неблагоприятных обстоятельств остановило даже такого упорного человека, как Марк Рудинштейн. Он заявил, что фестиваль состоится в следующем, 2007-м году. Каким он будет, если вообще будет, можно только гадать.


Написать комментарий