«Большая восьмерка» уже почти все решила

За две с лишним недели до саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге 15-17 июля уже можно говорить, что саммит состоялся

Это стало ясно после ключевой подготовительной встречи, на которой была окончательно согласована повестка дня саммита.

Речь о заседании в особняке МИД РФ на улице Спиридоновка министров иностранных дел России, Италии, Германии, Великобритании, Японии, Франции, Канады и США, а также главы МИД Австрии, страны-председателя Евросоюза. Впервые в истории “Группы восьми” встреча министров иностранных дел прошла под председательством России, поскольку под этим же председательством пройдет и саммит.

“Восьмерку” называют клубом, но на самом деле у нее налицо все признаки полноценной международной организации. Отличие здесь в том, что клуб заседает – и только, а организация работает круглый год, саммиты – лишь парадная часть этой работы.

“Восьмерка” интересна не только круглогодичными заседаниями министров финансов и других членов правительств, но также “дочерними” организациями. Есть, например, группа представителей национальных Академий наук, которая дает восьми лидерам советы по совместной борьбе с эпидемиями и по образованию. Или – Международный Форум неправительственных организаций “Гражданская восьмерка-2006”, который состоится 3-4 июля в Москве.

Все эти форумы вырабатывают идеи, которые затем должны быть включены в итоговые документы ежегодного саммита. Документы эти, по сути, означают добровольные обязательства восьми стран проводить ту или иную программу действий. А далее – вопрос чести всех восьми участников клуба, чтобы у этих действий был заметный всем результат.

Что касается итоговых документов, то Россия, исполняя свои председательские функции, подготовила проекты документов по основным темам, которые будут обсуждаться на саммите, еще в начале зимы. Затем эти проекты обсуждались во всех восьми правительствах. Последняя точка этого обсуждения – нынешнее заседание министров иностранных дел в Москве.
По его итогам глава МИД России Сергей Лавров сообщил: согласованы документы саммита “большой восьмерки” по трем приоритетным темам – энергетическая безопасность, инфекционные заболевания, развитие образования.

Будучи профессиональным дипломатом, Лавров добавил: “Мы уже вступили в решающую фазу подготовки к саммиту в Санкт-Петербурге”. По его словам, упомянутые документы согласованы “в целом”. Иначе и нельзя говорить, пока под ними не появятся живые подписи восьми лидеров. Но в истории не только этого, а и большей части прочих форумов очень редки случаи, когда в подобные документы вносятся поправки за две недели до их подписания.

Итак, уже сегодня ясно, что итогом саммита в Санкт-Петербурге станут три совместных заявления по упомянутым темам, а также по вопросам коррупции, развития торговли, контрафактной продукции. По ним тоже все согласовано, сообщил Лавров.

Ранее он в одном из интервью заметил, что цель министерской встречи – “разгрузить” повестку предстоящего саммита. Это означает, что у восьми лидеров должно остаться время обсудить и другие вопросы – ожидаются беседы по иранской, ближневосточной и другим проблемам. Но и по уже согласованным и “почти подписанным” документам можно еще очень многое сказать и даже поспорить. Примеры такой “дипломатии нюансов” были и на московской встрече. Причем по ключевой теме саммита – энергетической.

“Россия выступает за рыночные правила игры на энергетическом рынке, единые для всех”, заявил по окончании встречи Лавров. Россия, сказал он, и дальше будет обеспечивать надежность поставок энергоносителей, как это было последние 40 лет. Но она также хочет, чтобы одновременно была гарантирована надежность спроса на энергетическом рынке. Мы не нарушили ни единого контракта ни на один грамм, ни на один кубический миллиметр. Мы хотим, чтобы эта надежность была оценена, и мы имели бы надежных потребителей", – отметил он.

А госсекретарь США Кондолиза Райс говорила в принципе о том же, а на самом деле – о другом: об “открытом доступе к энергоресурсам через рыночные механизмы”, о том, что надо “поддерживать поставки энергоресурсов без политических мотивов и на основе рыночных механизмов”.

Нетрудно заметить, что Москва говорит фактически о межгосударственных гарантиях стабильности, об ответственности всей цепочки – поставщика, получателя энергоресурсов и транзитера. А Вашингтон – не о государственном, а рыночном механизме доступа к энергоресурсам.

По словам Райс, документы в этой сфере, разработанные к саммиту в Санкт-Петербурге, удовлетворяют обе стороны (если сторонами считать поставщика энергоресурсов – Россию, и получателей таковых – прочих членов “восьмерки”). Осталось только посмотреть, как это удалось сделать, и как это согласие будет далее реализоваться на практике.

Еще один интересный момент – это слова “промышленно развитые страны”, которые фигурируют в московских высказываниях Райс о том, кому нужны энергоресурсы. Тут дело в том, что в последние годы идеология “восьмерки” подчеркивает внимание ее членов к прочим странам, не входящим в клуб. Причем Россия в этом отношении, возможно, занимает даже более активную позицию, чем остальные. Вдобавок лидеры ключевых из этих стран – Китая, Индии – будут, уже почти традиционно, присутствовать на саммите.

Нет сомнений, что решения саммита по вопросам эпидемий или образования будут очень четко ориентированы на интересы и потребности все 190 с лишним стран мира. Осталось посмотреть, как “восьмерке” удастся это сделать с самым острым из вопросов – энергетическим.


Написать комментарий