Паломничество к святым местам

Недавно в город вернулась группа паломников, которые вместе с рижанами и жителями Елгавы посетили святые места на севере России — великие православные святыни Валаама, Великого Новгорода и Святогорье.

Впечатлениями от этой незабываемой поездки поделилась с нами Валентина Воротникова — человек верующий, художник, поэт.

Наш автобус, миновав города, Волхов, Олонец, рано утром остановился у берега Ладожского озера — такого огромного и безбрежного, что стало ясно, почему его чаще всего называют морем. Подъехал катер, мы поднялись на его борт и поплыли. Была теплая, солнечная погода, на море полный штиль и мы неслись среди безмятежных просторов где-то сорок минут. Наконец, причалили к берегу, где нас встретил экскурсовод.

Мы ступили на святую землю Валаама. Он расположен на 50-ти островах и занимает площадь в 36 квадратных километров. Мы, паломники, шли по каменистой почве от одного скита к другому, а их много, но действующих восемь, и каждый необычен по форме, некоторые, например, выглядят как небольшие сказочные дворцы.

Прежде чем подойти к величественному зданию Валаамского мужского монастыря, мы узнали, что еще ученик Христа святой апостол Андрей Первозванный воздвиг на Валааме каменный крест и предсказал великое будущее Валааму. Долгая и тяжелая судьба была у обители, расположенной на границе владений Великого Новгорода со Швецией, поэтому монастырь неоднократно разорялся. Но Валаамские иноки из века в век охраняли святые мощи основателей Валаамского монастыря — Преподобных Сергея и Германа, высекли в скале глубокую могилу, где они пребывают и сейчас. Монастырские летописи хранят записи о многочисленных чудесных исцелениях, совершенных святыми угодниками по молитвенному к ним обращению.

Во времена наибольшего расцвета: в 14-16 веках — монастырь владел 12-ю скитами, соляными мастерскими, пекарнями, пасеками, была завезена земля и разбиты сады, были рыбные и другие угодья, и его стали величать “великою Лаврою”. Свою богатую лепту в строительство обители вносили в разные времена цари: Федор Иоанович и Борис Годунов, Петр I, императоры Александр I и Александр II. Потряс меня тот факт, что в войну 1939-40 года свыше 70 финских самолетов бомбили Валаам, но он выстоял, однако, монахи покинули эти места на долгие времена. А вернулись лишь в 1989 году — в день памяти святого апостола Андрея Первозванного. Сегодня в обители в трудах и молитвах живут 200 иноков.

Мы, паломники, стремясь поклониться святым мощам, с трепетным чувством находились среди этих, веками намоленных монахами стен, возжигали свечи. Здесь подаются самые большие потребы — на усопших и за здравие. Мы прошли и видели кельи иноков, есть здесь и трапезная, и специальные помещения для паломников. А их пребывает сюда великое множество, заявки на посещение уже расписаны далеко вперед — на весь 2008 год. В память о часах, проведенных на святой земле Валаама у нас остались свечи, горсть земли да серые гранитные камешки. А еще я успела сделать несколько графических зарисовок скитов.
Мысли по поводу.

Нам, людям, присуще тянуться к материальным ценностям. Порою, забывая или не придавая значения духовному. Побывав на острове Валаам, что находится в Ладожском озере, и увидев эту дикую красоту и чистоту Карелии, невольно задумаешься о многом.

С какой любовью к вере монахи по камешкам возводили эти скиты, огромный монастырь. Эти стены неподвластно было разрушить даже в тяжелые времена. Это великолепие надо видеть и пережить.
При общении с монахами узнаешь о их жизни, многие из которых молоды и красивы, но почему монахи? Ответ был один: “Жизнь — это экзамен, и мы готовы к нему, чтоб предстать перед Богом.” А мы — нет. Вот и вся разница. У них духовность и доброта, а у нас голый материализм и немало зла. И еще. Даже раскованные иностранцы, приехав в эти святые места, облачались, женщины, конечно, в длинные юбки и косынки. А наши христиане, порой, ухитряются пройти храм в брюках, что мерзко перед Богом (это из Библии). И в результате не получают Божией благодати.

Помолились за всех

Паломники продолжили свой путь, направляясь в Новгородскую область, где посетили крупнейший из новгородских храмов — Свято-Юрьевский монастырь, заложенный еще князем Ярославом Мудрым в 1030 году. Новое возрождение древней обители начинается в начале 19 века и связано с именем архимандрита Фотия, чья глубокая вера, благочестие вызывали уважение у всех слоев общества. Небывалой красоты возводились при нем: Спасский собор, восточный Фаловский корпус с кельями, колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, великолепный Георгиевский собор, внутри которого золотой стеной возвышался огромный, в семь ярусов иконостас с серебряными царскими вратами… И все это было разрушено, разграблено, осквернено в войну. И только в 1991 году Юрьев монастырь возвратили церкви. Требуется много средств, чтобы возродить разрушенное. Но самое главное — колокола звонят, ежедневно совершается Божественная Литургия. Мы, паломники из Латвии, были встречены иеромонахом Михаилом, были на исповеди и причастились. Видели как много надо восстановить и отреставрировать. Но работы уже ведутся. И мы, паломники стекающиеся сюда из разных мест, вносим свои пожертвования на возрождение храма.

Наш путь был потом в Хутыньский женский монастырь. Здесь нас встретил старец Марк, подарил каждому канон и освященный головной убор. И вновь мы ходили среди старинных, постепенно реставрируемых стен храма. А потом у святого источника стояли в очереди за исцеляющей водой.

Волнующим завершением нашего паломничества был Святогорский монастырь — место упокоения великого поэта Александра Пушкина. Мы вошли в храм в то самое время, когда по нем служилась панихида. Вместе с иноками мы вознесли свои молитвы, положили цветы на могилу поэта. Сами собой родились поэтические строки, которые я назвала “Святая обитель”

Святая обитель

Посетила святую обитель,

Юрьев, Хутынь, затем Валаам.

Чин монашеский верный служитель,

Чтоб Господь не воздал по грехам.

Посетив монастырь Святогорский,

Там, где Пушкин порою бывал,

Где с цыганами в красной сорочке,

Он у стен монастырских гулял.

Его мощи покоятся там же,

Панихиду читают по нем

И монашеский чин не однажды,

Ставит свечи пред честным Крестом.

Говорят нам Святыни о многом,

О тяжелых и трудных путях.

Кто вознес их с такою любовью,

И с молитвой на чистых устах.

07.09.2006 , 11:38

Татьяна Захарчук


Написать комментарий