Зиепниеккалнский детоубийца-экономист: задушил семью по-американски?

«Полиция говорит чушь! Разве ЭТО - объяснение? Из-за боязни разоблачения по работе нормальный человек за час передушил всю свою семью?!» - так отреагировала публика на полицейскую версию этой трагедии. В СМИ появилась даже версия, что 40-летний экономист Андрей Климов вообще не убивал жену и сыновей - просто его заставили взять на себя вину. «Час» попытался разобраться в причинах этого преступления.

«Это не он!»

Полицейская версия этого убийства – «боязнь разоблачения» – вызвала просто шквал критики.

Напомним: через несколько дней после трагедии через пресс-центр ГУП Риги до общественности было доведено примерно следующее: «Полиция считает, что основной мотив тройного убийства – корыстные побуждения Андрея».

В расшифровке официальная версия выглядит так: Климов работал инкассатором в одной из крупных игорных фирм, которая занимается установкой и обслуживанием игровых автоматов. Работал не вполне честно. Полученные левым путем деньги приносил строго в семью, играя таким образом роль идеального мужа. Регулярно дарил дорогие подарки жене и детям («У нее одних сапог было две большие коробки», – вспоминают знакомые). И тут его жену приняли на работу в ту же фирму – бухгалтером. То есть ее фактически назначили проверять мужа. Как минимум «внутрисемейное разоблачение» Климова было неизбежно. Что для самолюбивого человека, у которого и без того накопилось напряжение от страха быть раскрытым, практически катастрофа. И он решил опередить события. Что касается убийства детей, то сам задержанный объяснил его бесхитростно: «Им без матери все равно плохо было бы».

Но такое объяснение народ не принял (массовые отклики в электронных СМИ, причем весьма грубые, это подтверждают со всей очевидностью). Полицию, как водится, стали ругать за «тупость», нежелание работать. И это еще самое мягкое.

Отметим, что помимо эмоциональных доводов: «Андрей просто не мог этого сделать!», был и вполне логичный: «Что же тогда означают слова Андрея: «Я хотел уберечь свою семью от большего зла», сказанные им другу после убийства?

Со своей версией убийства выступила вскоре газета «Диена». А именно: Андрей Климов не убивал свою семью, его просто запугали и заставили взять вину на себя. Дело в том, что он, очевидно, «подкручивал» счетчики игровых автоматов в своей фирме и сдавал лишь часть выручки от «одноруких бандитов». Не исключено, что этот трюк стал известен хозяевам игорного бизнеса и они потребовали вернуть деньги. Дальше, для выбивания долга, были привлечены профессионалы, что и привело к убийствам. Потом Климова запугали, заставили позвонить в полицию и признаться.

При этом прозвучали такие детали трагедии: все произошло 31 августа с 15.00 до 16.00. После трагедии Андрей аккуратно уложил тела погибших на кровати, вокруг которых расставил иконы и свечи. Потом он сообщил об убийстве своему лучшему другу и дал ему денег, чтобы тот съездил в церковь и поставил свечи за упокой души жены и сыновей. Затем он с другом на такси отправился к своему отцу, который живет под Ригой. И уже около часа ночи, вернувшись в свою квартиру, Андрей позвонил в полицию и сообщил, что убил свою семью…

Стоп. Вот тут есть важная ошибка. Свечки и иконки – действительно были. А вот со временем есть нюансы. Все произошло отнюдь не так быстро. И это очень важно.

«Он сам все спланировал. И сделал это»

- Подозреваемый Климов к этому преступлению готовился, он его хорошо распланировал, – пояснил вчера «Часу» начальник криминальной полиции ГУП Риги Интс Кюзис. – И мы по-прежнему настаиваем: причиной этого преступления стали «рабочие мотивы», боязнь разоблачения. Возможно, без дополнительных подробностей такая версия кому-то покажется странной. Но если рассмотреть ситуацию целиком, то все выстраивается достаточно логично.

Тут «Час» должен извиниться перед читателем за тяжелые подробности. Но без них просто ничего невозможно объяснить.

Итак. Как один человек ухитрился задушить в своей квартире трех человек, да так, что они не подняли шума? Пацаны-то уже были достаточно большие. Действительно, напрашивается вывод: «Нет, тут что-то не то. Наверное, и правда пришли профи, передушили всех как котят, а он только взял все на себя».

Но дело было иначе. Первой погибла жена, которая пришла с работы. Она была быстро задушена с помощью ремня и рук. (Об этом свидетельствуют следы на теле.) Все произошло практически бесшумно, поскольку дети в это время гостили у деда.

После этого Климов отправляется к деду за город и привозит обоих пацанов в квартиру, где уже лежит труп их матери. «Где мама?» Тут объяснение элементарное: «Спит». При этом старшего парня папа отсылает в магазин. И пока тот ходит за покупками, младший, Саша, как и мать, задушен с помощью ремня и «вручную».

Тут возвращается старший, но в квартиру попадает не сразу. Очевидно, папа занят. Но чуть позже, позвонив ему по мобильнику, мальчик все же попадает домой. И тоже погибает – от ремня и мужских рук.

Ну и где при таком раскладе вы видите место для мафиози? Или вы знаете какие-нибудь угрозы, которые могут «заставить» человека привести своих сыновей на смерть?

Остается признать версию самого Климова (который, кстати, даже выдал следствию ремень). Между прочим: как понял «Час», суицидальных настроений у г-на Климова сейчас нет. Он готовится понести наказание и начать новую жизнь – лет через 20…

Комментарий специалиста

И все-таки даже при установленном формальном мотиве и последовательности действий остается непонятным главное: как он смог? С этим вопросом «Час» обратился к известному рижскому психотерапевту Ариэлю Резнику-Мартову. Вот его комментарий:

- Пока нет результатов экспертизы, обо всем можно говорить лишь предположительно. Скорее всего, убийца – замкнутая личность шизоидного плана. Можно предположить реактивный психоз. Что это значит: когда у человека достаточно тяжелая жизненная ситуация и он не в силах больше терпеть, у него срабатывает защитный или же разрушительный механизм психики (можно рассматривать по-разному). И человек уходит в другую реальность. Ее составляют какие-то бредовые идеи, интерпретирующие все происходящее вокруг особым образом.

Под влиянием этих идей он может совершать поступки, совершенно непонятные окружающим, но они мотивированы его бредовой внутренней логикой. Так что в данном случае можно допустить, что человек, убивая своих близких, субъективно действительно «спасал» их от некой мифической, воображаемой опасности (к примеру, краха семьи, позора, развода и т. д.)…

Правда, известны случаи – это, впрочем, уже за пределами науки, – когда человек социально и психически благополучный вдруг совершает жестокие убийства, в том числе своих близких. Потом при обследовании у него не находят никаких патологий. Тут возникает мысль, что, возможно, существует некое «мировое зло», которое пока непонятным для нас образом прорывается, достигая людей – не злодеев, не убийц, а обычных людей. В них включаются некие неизвестные еще механизмы, которые и приводят их к злодеяниям.

Если же вернуться к версии реактивного психоза, то предотвратить фатальный исход может в первую очередь сам потенциальный убийца. Если человек ощущает, что в его жизни происходит что-то настолько тяжелое, что его психика трещит по швам, не нужно уходить в алкоголь, в наркотики или терпеть, стиснув зубы и грызя подушку по ночам. Нужно идти к врачу, к другу, вообще к людям. Это принцип парового котла, которому необходимо выпустить пар. В противном случае последует взрыв.

Та же история по-американски

Пока дело Климовых – убийство семьи от желания «покончить с прошлым» – для Латвии уникально. Однако для Америки подобное достаточно обыденно. Так что имеет смысл проанализировать его и под таким углом: в Латвии внедряются западные схемы решения проблем. (Напомним: на неделе в Латвии состоялась первая массовая школьная резня. Гимназист перед расправой смотрел американские реалистические фильмы на эту тему. В общем, проникновение американской матрицы налицо.)

А вот типичный американский отец-убийца. Недавно, в марте 2003 года, суд в штате Орегон признал виновным в убийстве первой степени 29-летнего Кристиана Лонго.

Фабула такова: у Кристиана, имевшего свое дело и многодетную семью, на рубеже тридцатилетия произошел личностный кризис. Бизнес (крайне мирный, кстати, – Лонго предоставлял услуги по уборке строек) не пошел. Семья в целом его тоже утомила. До того хороший, практически образцовый муж и отец Кристиан однажды утром задушил голыми руками свою жену Мэри-Джейн и двухлетнюю дочь, а также сыновей – трехлетнего Захарию и четырехлетнего Сэди. Трупы всей семьи он под Рождество упаковал в пакеты и утопил в водохранилище, расположенном за кондоминиумом, где жила семья.

Как пояснил позже на следствии сам Кристиан, он просто устал от прежней жизни. И хотел начать новую, более «дикую» (в переводе с американского сленга wilder life означает образ жизни, приближенный к рекламно-мачистским образцам: девчонки, путешествия, мотоциклы, текила и коррида.)

Реализация почти удалась: утопив в буквальном смысле свое прошлое, Кристиан оставил опостылевший семейный мини-грузовичок, угнал чужой «додж», прихватил чужую кредитную карточку и перебрался через границу в Мексику, где и начал «зажигать» с некой немецкой гражданкой. Впрочем, его довольно быстро поймали.

Как видим, главная разница между «случаем Лонго» и «случаем Климова» в следующем: Лонго решил начать свою новую дикую жизнь немедленно. Очевидно, его концепции на эту тему не включали в себя религиозного элемента, а также мысли о «преступлении и наказании», искуплении и т. д.

Справка

Трагедия случилась 31 августа в Зиепниеккалнсе, в одной из квартир дома по улице Валдекю. В тот день 39-летний Андрей Климов задушил всю свою семью: 37-летнюю супругу Анжелику и двух сыновей – Александра и Алексея (10 и 11 лет). Ближе к ночи подозреваемый сам позвонил в полицию и сообщил о случившемся.

Отметим: до этой трагедии семья не попадала в поле зрения полиции и считалась вполне благополучной. Эту информацию подтверждают и в 95-й рижской средней школе, где учились Саша и Алеша, и многочисленные соседи. Учителя отметили, что Климов оказывал материальную поддержку школе и всегда с заботой и пониманием относился к жене и детям. Кроме того, недавно семья сделала ремонт в трехкомнатной квартире и собиралась приобрести новую мебель.

Однако в ходе следствия выяснилось: преступление было заранее спланированным. Подозреваемый рассказал о его подробностях, как готовил и т. д. Однако мотивы этого ЧП прозвучали для общественности весьма неожиданно – «боязнь разоблачения».

Поэтому чуть позже в СМИ появилась версия, что убийство совершили некие профессионалы, которые таким образом пытались вернуть фирме деньги, а Климова просто заставили взять вину на себя.


Написать комментарий