Много хочешь — мало получишь

Государственное агентство занятости (ГАЗ) опубликовало результаты исследования, посвященного безработным, для которых латышский язык не является родным. По состоянию на 30 июня 2006 года таковых в Латвии было 32 646. Интересно, что безработных-латышей на тот момент числилось больше — 39 191 человек.

“Неправильные” профессии

В ходе исследования, проведенного агентством Consensus PR и компанией социологических исследований Do & Do, опросили 1010 респондентов, из которых 708 были в статусе безработных, а 302 — бывшие безработные. Также были проинтервьюированы представители филиалов ГАЗ и работодателей из всех регионов страны.

Выяснилось, в частности, что у 19% целевой группы имеется основное образование, у 44% — среднее, 23% получили профессиональное образование, а у 10% нынешних или бывших безработных оно высшее. Заслуживает внимания тот факт, что большинство респондентов в свое время получили какую-либо полезную для общества профессию. Чаще всего назывались повар, швея, бухгалтер, строитель, механик, кондитер и экономист. В то же время, как заявили работодатели, в топе самых востребованных профессий у них — продавец, оператор лесозаготовительной машины, водитель грузовика, руководитель проектов и повар. Получается, что профессии, которыми владеют безработные, не совсем совпадают с тем набором, который нужен их потенциальным боссам. Поэтому чаще всего в качестве последнего места работы опрашиваемые приводили того же продавца, обслуживающий персонал, временного работника, водителя, строителя, повара, бухгалтера.

Сделано в СССР

Работники ГАЗ и работодатели заявили, что чаще всего “негодным” образованием владеют люди в возрасте. И особенно те, кто учился за пределами Латвии.

С этим можно поспорить: сегодня те, кто в советские годы получил, например, инженерную специальность, как правило, хорошо устроены и получают приличную зарплату, а часто и вовсе выступают в роли работодателей и владельцев бизнеса. Особенно ценятся те, кто учился в серьезных и престижных технических вузах за пределами Латвийской ССР. Что неудивительно — пока местная система образования отреагирует на нужды рынка труда и выпустит в свет нужных спецов, пройдет время. И раньше, и сейчас для обучения редким специальностям проще и эффективнее было отправлять нацкадры на учебу за рубеж.

Язык до работы доведет

На вопрос о том, влияет ли знание госязыка на возможность найти работу, большая часть опрошенных ответила утвердительно. Однако знание латышского, по мнению безработных, в меньшей мере нужно для исполнения рабочих обязанностей — оно, главным образом, объясняется требованиями законодательства и работодателей. Интересно, что при этом почти половина опрошенных хотела бы работать в сфере обслуживания, где знание языка необходимо.

Между тем ГАЗ отмечает, что только 10% безработных воспользовались предложенной возможностью посещения курсов латышского языка. 40% объяснили свой отказ тем, что и так владеют госязыком, 20% — что латышский им не нужен.

В ходе опроса также выяснилось, что большинству безработных их личные особенности (проблемы со здоровьем, инвалидность, вредные привычки и т.д.) практически не мешали в поиске работы. С этим не согласны работодатели и сотрудники ГАЗ, которые уверены, что индивидуальные особенности, особенно психологическая совместимость, часто мешают людям в трудоустройстве.

Маловато будет

Чаще всего в качестве помехи в поисках работы целевой группой упоминались низкая зарплата или неподходящие условия труда, а также то, что на рынке мало вакансий. В то же время 65% опрошенных заявили, что им в принципе не нужна постоянная работа. Работодатели пожаловались, что соискатели работы часто просят слишком много. Так, каждый четвертый безработный некоренной национальности готов работать только в том случае, если его зарплата составит более 300 латов. Между тем 68% согласны вкалывать, получая “чистыми” от 100 до 300 латов, что на сегодняшний день можно назвать вполне приемлемыми цифрами. И только 6% опрошенных являются настоящей находкой для прижимистого хозяина, согласившись работать за зарплату меньше 100 латов. Вопрос только в том, будут ли сами работодатели довольны такими работниками?

Интернациональный подход

Данный опрос в этом смысле мотивации к труду мало чем отличается от недавнего опроса безработных без разделения на национальности — всем им не хватает внутреннего стимула (желания работать) и внешнего (нормального вознаграждения). Как сказало три четверти респондентов (74%), они обратились в ГАЗ с тем, чтобы найти работу. Несколько иная точка зрения у сотрудников ГАЗ и работодателей: одна из самых существенных причин обращения в агентство — возможность получать денежное пособие и проходить бесплатное обучение.

ВЫВОДЫ

По итогам опроса ГАЗ разработало несколько предложений для улучшения ситуации:

- более активно организовывать курсы латышского языка в соответствии с особыми требованиями отдельных регионов;
- стимулировать более активный диалог между безработными и потенциальными работодателями;
- рекомендовать дополнить систему консультаций психологов для уменьшения психологического барьера в освоении госязыка, и т.д.


Написать комментарий