В автобусной аварии обвиняют только водителя

Вчера Екабпилсский районный суд начал рассмотрение уголовного дела о трагической аварии автобуса Ecolines, произошедшей 31 декабря 2004 года на шоссе Резекне—Рига. Тогда в катастрофе погибло 9 российских граждан. Подсудимый — водитель Александр Напартович — свою вину признает частично. Он не согласен с тем, что ему инкриминируют превышение скорости. Адвокат и юрист потерпевших намерены также подать гражданский иск против владельца автобуса — фирмы Norma-A, которая по уголовному делу не проходит.

На слушание дела приехал лишь один потерпевший — Дмитрий Шепелев, у которого в аварии погибла мать. Никаких материальных претензий он не предъявляет, хотя, согласно латвийскому законодательству, мог бы потребовать компенсацию, к примеру, расходов на похороны. Семьи троих погибших — Татьяны Наумовой, Константина Емельянова и Стеллы Балахничевой, а также получившей тяжелые телесные повреждения Ольги Наумовой представляет московский адвокат Константин Харабет.

В начале слушания Харабет подал ходатайство о том, чтобы потерпевшим признали также сына Константина Емельянова, которому сейчас 10 лет. Мальчик живет с матерью Полиной Орловой. Семья потеряла кормильца.

В интервью Телеграфу адвокат пояснил, что материальные претензии будут предъявлены в гражданском иске фирме Norma-A. Конкретная сумма пока не называется, но, по словам Харабета, она будет внушительной — человеческая жизнь стоит дорого. В России после терактов ученые даже вывели методику, по которой следует подсчитывать нанесенный людям моральный и материальный ущерб.

Защитник также просит вызвать на процесс в качестве свидетеля главу Дорожной полиции Эдмунда Зивтиньша, который ранее в многочисленных интервью СМИ критиковал состояние латвийских дорог.

Юрист Михаил Иоффе, в свою очередь, защищает интересы отца погибшей Яны Смотряевой. Он потребовал провести экспертизу автобуса. По его сведениям, конструкция транспорт-ного средства была изменена.

На первом этаже находился не предусмотренный в оригинале стол. Кроме того, вместо двух рядов сидений был лишь один. По мнению Иоффе, специалисты должны определить, во-первых, законно ли автобус был перестроен, во-вторых, не мог ли причиной аварии стать смещенный центр тяжести, а вовсе не превышение скорости водителем, если таковое и было. Дело в том, что пассажиры были буквально сдавлены из-за того, что автобус перевернулся на крышу. Хотя при таких авариях транспортное средство обычно валится на бок.

Как пояснил судья Виктор Трушелс, согласно новому Уголовному закону, если подсудимый признает себя виновным, суд сбором дополнительных доказательств не занимается. То есть экспертизу автобуса надо было провести во время досудебного расследования. Более того — сейчас, спустя два года, никто не знает, существует ли еще этот автобус и в каком он состоянии.

За пределами населенных пунктов можно ехать со скоростью 90 км/час. Согласно нормам ЕС, допустимая погрешность показаний тахографа составляет плюс-минус 6 км. Поскольку на слушание дела не явился свидетель — эксперт Владислав Лагутко (за это, согласно решению судьи, с него взыщут штраф в размере минимальной зарплаты), — технические подробности аварии вчера в суде не обсуждались.

Рассмотрение дела будет продолжено сегодня. Суд надеется, что на второе слушание эксперт все-таки явится. “Я не думаю, что у него так много денег”, — полушутя пригрозил судья во время частной беседы с адвокатами.

Согласно Уголовному закону, Напартовича могут лишить свободы на срок до 10 лет. Возмещения материального ущерба требует лишь одна потерпевшая — Тамара Плотникова. Она запросила сумму в размере 2200 латов.


Написать комментарий