Алвиса Херманиса много не бывает!

Сцена из спектакля «Долгая жизнь». Узнаете родной коммунальный быт?
Сцена из спектакля «Долгая жизнь». Узнаете родной коммунальный быт?
Новый Рижский театр с успехом показал в Москве спектакль «Долгая жизнь» в постановке своего художественного руководителя Алвиса Херманиса. Повод для гастролей был весьма значительный: фестиваль «Золотая маска» объявил «Долгую жизнь» лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России в минувшем сезоне.

Латвийские лауреаты «Золотой маски» сыграли для московской публики.
Президент фестиваля «Золотая маска» Георгий Тараторкин и актеры Нового Рижского театра: фото на память.

Зрителям фестиваля, попавшим на спектакль Нового Рижского театра, довелось увидеть выпуск новостей Латвийского телевидения на экранах старых советских черно-белых телевизоров (показывали репортаж о подписании латвийско-российского договора о границе). И услышать исполнение русской народной песни «Мой костер в тумане светит» на латышском языке дребезжащими старческими голосами. Главные герои спектакля «Долгая жизнь» – старики и старушки, обитающие в коммуналке, ободранной, наполненной оставшимся с прежних времен хламом. Они пьют лекарства и смотрят новости, готовят обед и ходят друг к другу в гости, поют и спят и почти не разговаривают…

Молодые актеры Гуна Зариня, Байба Брока, Каспарс Знотиньш, Вилис Дауздиньш и Гирт Круминьш без грима и париков, только с помощью мимики, жестов, вздохов и кряхтенья показывают на сцене один день этой нелепой, мучительной и милой жизни. А зрители то смеются, то замирают от жалости, то, не сдержавшись, выкрикивают: «Господи, ну куда он полез!» или «Молодец, ну наконец-то получилось!»… Ведь натянуть пиджак, забить гвоздь в стене или порезать хлеб для этих героев – целое долгое дело.

Когда спектакль закончился, актеров много раз вызывали на поклоны и приветствовали криками «браво!». «Час» оказался на просмотре рядом с актером Театра имени Моссовета и президентом фестиваля «Золотая маска» Георгием Тараторкиным. И не преминул поинтересоваться его мнением. Ответ состоял из восхищенных восклицаний:

- Изумительно! Здорово! Это такой подарок для меня! Я вижу в этих актерах такое искреннее внимание к этим человеческим судьбам, такую любовь к этим людям… Это большая редкость в современном театре. Если такая любовь сохранится, то и театр сохранится, не исчезнет, не переродится в сферу обслуживания, к чему его сейчас склоняют.

А оказавшись в стенах посольства Латвии, где чествовали будущих лауреатов «Золотой маски», Тараторкин начал свою речь с того, что демонстративно отставил в сторону бокал, чтобы еще раз поаплодировать актерам. Он сказал, что это один из самых светлых спектаклей в его жизни. Что как зрителю ему даже захотелось пожить с этими героями (несмотря на все сложности их бытового существования), а как профессионалу – поработать в спектакле вместе с этими замечательными актерами.

- Если надо чем-то помочь за сценой, я и на это готов, – пошутил Георгий Тараторкин.

Вручение наград «Золотой маски» состоится 14 апреля, но до этого у московской публики есть возможность увидеть еще один спектакль Алвиса Херманиса: 8 апреля в рамках «Золотой маски» Новый Рижский театр сыграет его постановку «Соня» по рассказу Татьяны Толстой.

«Любить зрителей, как своих родственников…»

По мнению Романа Должанского, известного театрального критика и члена жюри фестиваля «Золотая маска», у режиссера Алвиса Херманиса есть редкое по нашим временам качество: хорошее отношение к зрителю.

- Он мне однажды сказал одну простую вещь, но она меня очень подкупила – со зрителями надо по-доброму обращаться. Он относится к ним, как к своим родственникам. А у нас сейчас в театре зрителя скорее презирают. Чем больше говорят всяких слов о любви к нему, чем больше ему угождают, тем на самом деле более потребительски к нему относятся и просто стараются выманить из него деньги. Щекочут ему пятки и развращают его. Другие зрителя ненавидят, стараются его шокировать. Алвис умеет возбудить в человеке хорошие чувства, причем именно художественными средствами. После его спектаклей о них продолжаешь думать. Одна моя знакомая, посмотрев «Долгую жизнь», сказала мне через неделю: «Знаешь, пришла домой и очень много рухляди выбросила на свалку. Все никак не могла с ней расстаться, а теперь посмотрела спектакль и поняла – не хочу с этим стареть. Не это главное в жизни». Вот, может быть, неожиданная, но очень закономерная реакция зрителя, – считает Роман Должанский.

Наши люди на «Золотой маске»

Еще одно рижское имя в списке претендентов на премию «Золотая маска» – художественный руководитель Рижского русского театра Андрей Прикотенко. В номинации лучший спектакль драмы выдвинут «Тартюф», поставленный им в прошлом сезоне в новосибирском театре «Красный факел». А сам Прикотенко номинирован как лучший режиссер – наряду с такими выдающимися мастерами, как Лев Додин, Кама Гинкас, Сергей Женовач, Генриетта Яновская, и др. О его постановке мольеровского «Тартюфа» критики пишут, что она противопоказана законсервированным старцам и унылым ревнителям общественной морали, ибо режиссер тут осмелился стереть с монумента пыль и весело подмигнуть Мольеру. 9 апреля спектакль показывают в Москве, а 14 апреля фестивальное жюри, председателем которого является Адольф Шапиро, огласит имена лауреатов.


Написать комментарий