Латвия рассчитывает на увеличение автомобильного транзита через Белоруссию

В Риге прошло очередное заседание “Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения между Белоруссией и Латвийской Республикой”, в рамках которого обсуждалась проблема автомобильных очередей на латвийско-российской границе в контексте белорусской тематики. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, итогами встречи её участники поделились с журналистами сегодня, 18 апреля, в посольстве Белоруссии в Латвии. По словам заместителя начальника управления внешнеэкономической деятельности Министерства транспорта Белоруссии Сергея Негрей, белорусская сторона проинформировала латвийских коллег об указах президента Белоруссии, постановлениях правительства, которые снимают ряд транзитных вопросов: “Надеюсь, что ближайшая перспектива покажет правильность этих шагов и того курса, который взяло правительство на развитие как перевозок собственными перевозчиками, так и на повышение транзитного имиджа. Курс очень верный и должен в скором будущем сказаться и на наших отношениях с ближайшими соседями, в том числе и с Латвией”.

Между тем, латвийская сторона обратила внимание коллег на необходимость совершенствования системы выдачи разрешений на перевозки, которыми страны обмениваются ежегодно. Как пояснил директор департамента автомобильного транспорта Министерства сообщений Латвийской Республики Марис Пиекалис, Латвия работает в обстановке дефицита таких разрешений, тогда как местная отрасль автомобильных перевозок развивается: только в прошлом году латвийские перевозчики приобрели 1600 новых машин выпуска 2006 года. По словам Пиекалиса, перевозчики Латвии в двусторонних перевозках загружены больше, и члены смешанной комиссии договорились о необходимости рассмотрения возможности установления более высокого уровня паритета между обеими странами. “Белорусские коллеги сообщили, что вопрос непростой и решается на очень высоком уровне. Мы это понимаем, но, тем не менее, надеемся… Ситуация, когда грузы в направлении Белоруссии нельзя вывезти из наших портов, может возникнуть вновь, как это уже бывало в конце 2005 и 2006 годов. Разрешения очень нужны. Положительно, что мы установили предварительную квоту на 2008 год: здесь мы были едины, записав в протоколе, что будем обмениваться на определённое количество больше, если удастся, конечно, убедить ответственные органы со стороны Белоруссии”, – сказал Пиекалис.

Другая проблема заключается в визовом режиме. На взгляд президента Латвийской ассоциации международных автоперевозчиков “Latvijas auto” Валдиса Трезиньша, ситуацию надо менять, поскольку установленный срок пребывания только в течение 90 дней в году для перевозчика неприемлем: “Многие мне говорят, что за полгода лимит расходуется, и перевозки останавливаются. Мы попросили решить этот вопрос, поскольку он влияет на наши взаимные контакты и перевозки”.

Что касается взаимных разрешений, то кроме “высокого уровня решения вопроса” Белорусская сторона еще ссылается на защиту отечественного перевозчика. На это обратил внимание заместитель председателя Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП) Иван Манкевич: “Действительно возникают некоторые сложности при обмене разрешений, потому что в соответствии с белорусским законодательством двусторонние перевозки должны выполняться на паритетной основе, чтобы поддерживать и защищать отечественного перевозчика. Но условия деятельности белорусских перевозчиков сложились так, что за последние годы у нас уменьшился парк транспортных средств и количество перевозчиков. Поэтому, не смотря на то, что белорусские перевозчики обеспечивают ежегодный прирост объёма перевозок и поступление в страну валюты, что немаловажно, мы не столь успешно могли конкурировать особенно с новыми странами Евросоюза, учитывая, что у них парк практически удвоился: и в Латвии, и в Литве и в Польше. Поэтому при росте товарооборота и потока товаров, в том числе и между Белоруссией и Латвией, возникла проблема, когда белорусские перевозчики не могут освоить свою половину перевозок. В то же время мы не можем предоставить необходимое количество разрешений для латвийских перевозчиков, чтобы они осваивали этот товарооборот”. Но ситуация меняется. Как отметил Манкевич, по итогам 2006 года в Белоруссии наметились положительные сдвиги и по обновлению транспортных средств: “Благодаря решениям, которые приняты на самом высоком уровне государства, в 2007 году мы планируем приобрести уже не менее 1000 новых автомобилей. Для сравнения, в прошлом году приобретено 450, а в 2005 – только 150. Результаты деятельности за 2006 год и за первый квартал 2007 года свидетельствуют, что мы начинаем работать более активно, в том числе и на рынке Латвии. Поэтому мы договорились – это отражено в протоколе смешанной комиссии – что две ассоциации будут совместно работать в направлении более активного привлечения белорусских перевозчиков для перевозок между Латвией и Белоруссией, с тем, чтобы дать, таким образом, возможность для предоставления большего количества перевозок латвийским перевозчикам”.

Заместитель главы БАМАП также обратил внимание на то, что для Белоруссии транзит, в том числе автомобильный, является одним из важнейших приоритетов, а развитие магистральных автомобильных дорог – частью государственной политики. “В 2006 году у нас принята комплексная программа по обеспечению эффективного использования транзитных возможностей Белоруссии до 2010 года. Это не единственная программа, которая реализуется. Кроме того, существуют программа развития приграничной инфраструктуры, программа строительства и развития автомобильных дорог до 2015 года, предусматривающая приведение всех международных коридоров в соответствие с европейскими требованиями. У нас не будет ограничений по нагрузкам, которые сегодня, к сожалению, есть в отношении стран Евросоюза. Всё это будет способствовать росту транзита и в то же время создаст условия для нашей успешной работы – белорусских перевозчиков на условиях паритета с иностранными государствами”, – сказал Манкевич.

Поводя итоги прошедшего заседания, представитель Министерства сообщений Латвии Марис Пиекалис затронул и тему автомобильных пробок на российско-латвийской границе. “В Латвии возникают очень большие проблемы, когда весь транзит из Западной Европы в сторону России двигается через Латвию, и на границе часто возникают большие очереди. Недавно была ситуация, когда в очереди стояли 1200 машин, и, при пропускной способности 450 машин в сутки, приходилось ждать в очереди как минимум по трое суток”, – сказал он. Тему продолжил посол Белоруссии в Латвии Александр Герасименко: “Когда возникают очереди на российско-латвийской границе, в средствах массовой информации появляются обвинения в адрес белорусской стороны. Но цифры говорят об обратном: через Белоруссию в прошлом году перевезено 7,8 млн тонн грузов, в то время как 4 млн – по северной части через Литву и Латвию, а также по южной части. Это говорит о том, что Белоруссия, которая находится на основном направлении транзита с Востока на Запад или Запада на Восток, свои функции выполняет. У нас каждый год растёт число перевозок автомобильным транспортом: в 2006 году по сравнению с 2002 годом количество перевозок увеличилось в два раза. То есть белорусская территория является в принципе приемлемой и привлекательной для транзитных перевозок. Всё зависит, в первую очередь, от грузовладельца – он указывает перевозчику, куда ехать. Надо, чтобы грузовладельцы понимали, что следует ехать через Белоруссию. Мы готовы. Дорожная инфраструктура у нас сегодня в нормальном состоянии… Если тысячи машин собираются на латвийско-российской границе, то белорусская граница свободна: пожалуйста, – езжайте. Тем более, что у нас постоянно принимаются меры по упрощению проезда через границу”.

О некоторых таких мерах рассказала заместитель начальника управления организации таможенного контроля ГТК Белоруссии Наталия Рынкевич. По её словам, с 1 марта 2007 года вступила в силу новая редакция Кодекса об административных правонарушениях, которая больше не предусматривает наказания за мелкие проступки в виде конфискации – остаются только штрафные санкции. “В этом отношении Белоруссия пошла демократическим путём”, – подчеркнула Рынкевич. Напомнив, что в 2005 году в Белоруссии было введено обязательное сопровождение не пищевой спиртосодержащей продукции, она сообщила, что с декабря прошлого года из соответствующего перечня вообще исключена косметическая продукция, также принудительному сопровождению больше не подвергается и бытовая химия – если упаковка тары содержит до одного литра или одного килограмма. “Начиная с 2006 года, принят указ президента о реализации принципа свободы транзита, где чётко определено, какие категории сведений подлежат обязательному таможенному контролю, какие для таможенных органов являются просто информационными”, – сказал также она. Рынкевич порекомендовала “решать вопросы экономически”, сравнивая стоимость и время перевозки через территорию Белоруссии с простаиванием на границе другой страны и, соответственно, дополнительными финансовыми расходами.

Выслушав доводы белорусских коллег, директор департамента автомобильного транспорта Министерства сообщений Латвии Марис Пиекалис заявил: “Мы, конечно, очень высоко ценим информацию, которую получили. И понимаем статистику о постоянном приросте транзитных перевозок грузов через Белоруссию – где-то на 20% в год… Но почему перевозчики всё же выбирают путь через Латвию и стояние по три дня в очереди? Где эти экономические расчёты?” По словам Пиекалиса, для Латвии важен прогноз будущей ситуации, так как она планирует предпринять значительные усилия по увеличению пропускной способности на латвийско-российской границе. " В ситуации, когда действительно грузопоток пойдёт логическим путём через Белоруссию, все эти усилия утратят смысл. Значит, мы будем работать зря. Поэтому нам важно вместе работать, чтобы понять, какой поток пойдёт через Белоруссию в этом году, через два года – это важно прогнозировать", – сказал он.

На вопрос: “Почему через Латвию?”, ответил президент “Latvijas auto” Валдис Трезиньш: “Причина комплексная. Начиная с отправителя в Европе, который уже когда-то обжёгся, направляя груз через Белоруссию. Это с одной стороны. С другой – тот же латвийский перевозчик ищет самый лёгкий путь, начиная с расходов, даже если он стоит на границе, и кончая оформлением виз для прохождения границ. Для перевозчика, чем больше границ, тем больше препятствий. Поэтому, не смотря на то, что всё нормально с законодательством и даже больше, всё равно определённый простой есть. Учитывая, что 90% грузов идут в Россию, а Латвия является внешней границей Евросоюза, то это одна граница, одни формальности – достаточное преимущество, чтобы груз шёл чрез нашу страну. Я думаю, те перевозчики, которые исторически осуществляли транзит через Белоруссию, они остались и дают упомянутый прирост. А новые объёмы и потоки из Европы в Россию, которые растут и в основном идут автомобильным транспортом: мы их чувствуем на своей границе с Россией. Наша общая задача их как-то распределить”. По словам Трезиньша, усилия Белоруссии, в том числе и посольства, в этом направлении не остались незамеченными: “Я буквально вчера переговорил с нашими перевозчиками: они это почувствовали и уже начали увеличивать транзит через Белоруссию. Мы заинтересованы, чтобы это продолжалось. Тем более что в очереди на границе скапливается большое количество машин и, скажем, половина из них – это перевозчики из Литвы и Польши, для которых действительно логический путь – это всё-таки Белоруссия”.


Написать комментарий