Стойкий доктор Затлерс

До сих пор бывало очень часто: появляется в латвийской политике свежий человек с заслуженной хорошей репутацией. Проходит совсем немного времени, и оказывается, что он – такой же, как все остальные его коллеги по новой профессии.

Надо постучать по дереву, но кажется, что Валдис Затлерс выпадает из этой печальной закономерности.

Честно говоря, президентский пост при нашей Конституции – синекура. Моменты, когда президенту приходится принимать ответственные решения настолько редки, что вполне реально отсидеть свой срок, ни с одним таким не столкнувшись. А Затлерс нарвался чуть ли не с первых дней – и чувствует себя пока очень уверенно.

Сказал, что добьется отставки правительства, хотя таких полномочий у него нет, – и через несколько часов г-н Калвитис несет заявление, хотя еще утром заявлял, что такими глупостями заниматься ему недосуг – работы невпроворот. Сказал, что не будет распускать Сейм, – и продолжает держаться этой позиции, несмотря на небывалое внешнее давление: и со стороны митингующих толп, и со стороны реальных распорядителей из вашингтонского обкома.

Тут, конечно, можно возразить, что Затлерс – ставленник этого Сейма, продажный режим его выбрал на секретной встрече в зоопарке и он должен своих хозяев защищать. Мнение крайне непрофессиональное: в политике никто никому ничего не должен, а только стремится как можно дольше усидеть на захваченных позициях.

С этой точки зрения, роспуск Сейма – самый прагматичный поступок для президента-карьериста, и я уверен, что ни Гунтис Улманис, ни Вайра Вике-Фрейберга ни на минуту не задумались бы перед таким популярным решением. После роспуска должен последовать референдум, на котором народу предстоит выбрать между президентом и Сеймом. Ясно, что выберут президента и новый Сейм уже не вправе его переизбрать.

В нынешней же ситуации нельзя ни в чем быть уверенным. Сбор подписей в пользу изменения Конституции, скорее всего, не приведет к реальному роспуску парламента: слишком сложно. Однако есть более простой путь, о котором, возможно, мы скоро услышим.

После выборов несколько партий, не прошедших барьер, обратились в Верховный суд с требованием признать выборы недействительными. Суд отверг иск, поскольку никто не мог сказать, насколько значительными были нарушения. Теперь какая-то ясность появилась: KNAB назвал суммы, на которые партии-победительницы превысили допустимые законом расходы на рекламу.

Следовательно, возможен новый процесс, признание нарушений грубейшими, отмена результатов выборов, новый парламент и соответственно новый президент. Значит, все зависит от судей, а насколько сильно судьи у нас зависят от внешнего давления, известно из популярной книжки, недавно появившейся на свет. В Казахстане лет десять назад именно таким образом разогнали парламент – мы что, хуже?

Если же по каким-то юридическим сложностям эта атака окажется неудачной, то, вероятно, на президента будет оказано давление. А он очень уязвим из-за своей предыдущей профессии. В чем можно было упрекнуть труженика службы быта Улманиса или исследовательницу дайн ВВФ? В плохо вычищенных брюках, в перепутанных строчках народного фольклора? А у врача каждый день в руках чьи-то жизни.

Говорят, у каждого доктора есть свое небольшое кладбище: от ошибок никто не застрахован, а в этой сфере они бывают трагичны. И ортопеду еще хуже, чем кардиологу или нейрохирургу. Жертвы оплошностей последних мирно лежат в могиле, жертвы ошибок ортопеда живут долго, но мучительно, и вполне могут начать мстить своим обидчикам.

Пока только один коллега д-ра Затлерса попал во власть и быстро плохо кончил. Помните репшевского министра здравоохранения Аудерса? Он буквально через несколько месяцев сменил просторный кабинет на скамью подсудимых. Некая пациентка пожаловалась, что доктор вымогал деньги, – и процесс пошел. История умалчивает, насколько успешно Аудерс сделал ту роковую операцию. Думаю, что не очень: исцеленные больные не имеют обыкновения жаловаться на тех, кто их вылечил.

В прессе уже мелькали сообщения, что правоохранительные органы дотошно проверяют пациентов Затлерса последних лет в поисках надежного доносчика. Пока, видимо, не нашли: косвенное свидетельство того, что президент был хорошим хирургом.

Хочется пожелать стойкости новому главе государства, которому неожиданно пришлось стать реальным гарантом Конституции. Слишком много желающих подвинуть Основной закон, слишком сильны их тылы.

Александр ГИЛЬМАН


Написать комментарий