Чем хуже, тем лучше?

Рисунок Сергея Тюленева
Рисунок Сергея Тюленева
Эстония и Литва делают все возможное для того, чтобы отношения Латвии и России развивались в позитивном ключе. Такие мнения все чаще звучат в политических кулуарах. Ведь чем очевиднее противоречия между Таллином, Вильнюсом и Москвой, тем лучше для Риги. "Час" попытался разобраться в ситуации: почему Литва и Эстония так активно настраивают Россию против себя?

Связано ли улучшение отношений Латвии и России с противоречиями, возникшими между Москвой, Вильнюсом и Таллином?

События таллинской “Бронзовой ночи”, когда эстонские власти решили перенести памятник советским воинам из центра города на воинское кладбище, чем спровоцировали беспрецедентные для Таллина беспорядки, негативно отразились на отношениях Эстонии и России – Москва значительно сократила транзит через эту страну и уменьшила товарооборот.

В понедельник президент Литвы Валдас Адамкус тоже решил “подпортить” отношения Вильнюса с Москвой и сделал громкое, хотя и не оригинальное заявление: республика намерена потребовать от России выплатить 28 млрд. долларов за “советскую оккупацию”.

- Мы будем добиваться возмещения ущерба, причиненного оккупацией, – заверил Валдас Адамкус.

Размер компенсации правительство Литвы определило вместе с экспертами уже несколько лет назад, однако переговоры с Москвой пока не состоялись.

Россия: это шизофрения

Реакция России не заставила себя долго ждать.

Член комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий сказал журналистам, что ни о каком возмещении ущерба Литве “и речи быть не может”.

- Я не хотел бы обидеть лично господина президента, но подобные заявления иначе как шизофренией не назовешь. Оккупация – это сюжет для историков, а не для политиков сегодняшнего дня, – сказал парламентарий.

В интервью радио “Эхо Москвы” Леонид Слуцкий отметил:

- В рамках двусторонних отношений, в том числе и на межпарламентском уровне, российская сторона будет уточнять те мотивы, которые побудили первое лицо в Литве сделать подобное заявление, – сказал парламентарий.

На этом негативном фоне наша страна – если смотреть на нее глазами российских политиков – может показаться весьма дружелюбной и привлекательной. Сейчас Латвия – единственная балтийская страна, во главе которой стоит “местный” президент. Лидеры соседних Литвы и Эстонии большую часть жизни провели в США.

После сложения Вайрой Вике-Фрейбергой президентских полномочий в нашей стране заметно сократилась антироссийская риторика: подписание договора о границе с Россией в Москве, визит в Латвию главы МИД РФ Сергея Лаврова местные политики называют прорывом. Действительно ли: чем теплее наши отношения с Россией, тем холоднее – у Эстонии и Литвы?

Говорит политолог Карлис Даукштс:

- Европа всегда воспринимала Ригу как слабое звено в отношениях с Россией, нам советовали брать пример с Эстонии и Литвы. Заявление Адамкуса вполне укладывается в формат балтийской политики – эта тема имеет большое значение для ряда партий. Срок полномочий Адамкуса подходит к концу, и он, возможно, хочет оставить о себе память. Но тема эта бесперспективна – никакой компенсации Россия не выплатит.

Литва: несолидный подход

В Литве, впрочем, считают, что рано или поздно Россия должна будет признать факт оккупации, а потому напоминать об этом необходимо.

Председатель комиссии по иностранным делам парламента Литвы Юстинас Каросас в разговоре с “Часом” высказал такое мнение:

- Наши отношения с Россией, по сравнению с другими балтийскими странами, до сих пор были самыми лучшими. Во многом это было связано с тем, что у нас нет неграждан, а для России это очень важно. Конечно, есть определенные нюансы, по которым наши взгляды расходятся. Так, мы по-разному смотрим на оккупацию. Это наша боль. Россия пока не готова признать этот факт. Но мы должны напоминать об этой странице нашей истории. В начале 90-х годов в Литве прошел референдум, который показал: большинство жителей страны считают, что Литва была оккупирована. Но такие темы надо поднимать культурно.

- Конечно, в каждой стране есть свои радикалы. Мне не понравился тон выступления господина Слуцкого, – отметил политик. – Можно, конечно, теоретически говорить о том, что, когда у одной из стран Балтии отношения с Россией ухудшаются, у двух других улучшаются. Но играть на этой теме несолидно! Латвию, Литву и Эстонию связывает очень многое, и мы должны держаться вместе.

Эстония: европейский контекст

Глава комиссии по делам Европейского союза парламента Эстонии и член эстонской делегации в ПАСЕ, член союза правых партий “Отечество – Рес Публика” Марко Михкельсон в интервью “Часу” сказал, что колебания балтийских стран в отношениях с Россией не играют определяющей роли:

- Сначала у Латвии были сложности, потом у Эстонии. Но три наши республики являются членами ЕС, и отношения с нашими странами и Россией строятся в контексте европейской политики. События “Бронзовой ночи” отразились на наших отношениях с Россией, но в Эстонии нет ни одной партии, которая не хотела бы, чтобы отношения между нашей страной и Россией были хорошими.

…Конечно, политики, с которыми побеседовал “Час”, стараются соблюдать политкорректность, но, честно говоря, их разговоры о балтийском единстве уже давно набили оскомину. Неофициальное соревнование, которое вот уже 17 лет ведут между собой Латвия, Литва и Эстония, еще не закончено. И можно не сомневаться в том, что если появится возможность “вырвать” у соседа преимущество, любая из трех стран этим воспользуется, не задумываясь.


Написать комментарий