Нефтяной проект: линия разлома

Продолжается обсуждение проекта нефтеперерабатывающего завода под Даугавпилсом. Одни – категорически против, другие – полностью поддерживают. Но, оказывается, линия разлома проходит не только во взглядах разных людей.

Под кем трясется земля

Почти одновременно прозвучали взаимоисключающие заявления: в Лондоне – президента компании DINAZ Николая Ермолаева о твердом намерении построить первый в Латвии НПЗ мощностью 7,5 млн тонн в год, и второе сообщение – в Латвийском университете доктора наук Валерия Никулина о том, что Даугавпилсский район является наиболее сейсмически опасным в Латвии. У нас в городе в 1908 году уже было землетрясение силой 7 баллов, а такие толчки имеют обыкновение, как утверждает наука, повторяться. Новая карта сейсмической активности В.Никулина рекомендована для руководства Министерству охраны среды, строительным фирмам, техническому надзору, страховым компаниям, поскольку средняя по стране сила толчков оценена в 6 баллов.

Кстати будет сказать, что противники строительства НПЗ в качестве аргумента уже ссылались на геологическую службу Латвии, которая составила карту тектонических разломов. Один из них проходит вблизи того места, где DINAZ намерился строить НПЗ и уже скупил более 100 гектаров земли.

Информация о риске тогда же была доведена до сведения депутатов Лауцесской волости. Им предстояло решать: переводить ли предназначенные для сельскохозяйственного использования земли в статус промышленных или сказать “нет”. Слуги народа сказали бизнесменам “да”. Подействовало обещание массового трудоустройства, миллионные отчисления в бюджет в виде налогов, бесплатного электричества. И даже повышение пенсий, что позже, во время обсуждения с народом, оказалось блефом. Оказалось, что расходы по электричеству DINAZ берется компенсировать только ближайшим домам.

Как теперь отреагировали депутаты на появление карты и комментарии ученого?

Даугавпилс: слово за экспертизой

Председатель волости Инара Помялова сказала ЭН, что процедура второго этапа обсуждения детальной планировки идет своим ходом. Сбоя не будет. Собираются отзывы от всех, кто находится в непосредственной близости от места будущего строительства НПЗ. В том числе и от Думы Даугавпилса. Ничего существенного, что могло бы остановить продвижение DINAZ к цели, в отзывах нет. Дальше материалы отправят в Министерство регионального развития. Через 8 недель изменения будут утверждены или отклонены. Если решение будет положительным, то наступит черед Бюро по оценке влияния НПЗ на среду.

Позиция администрации Даугавпилса, расположенного в 6-ти километрах от предполагаемого места строительства НПЗ и на который направлена роза ветров, четко изложена в письме руководству Лауцесской волости 19 октября прошлого года. В документе высказано понимание экономической ситуации в пригородной волости, но главный акцент сделан на экологические последствия. Выражается надежда на то, что экспертиза покажет, насколько выбросы нефтехимии окажутся вредными и для волости, и для города. В случае превышения предельно допустимых концентраций последуют категорические возражения.

Одна из тех, кто готовил письмо-отзыв – эколог города Инесе Бежане – высказала ЭН свое личное мнение: не строить – слишком велик риск. Даже на самых современных НПЗ, а лауцесский будет именно таким, раз в год в мире происходят аварии. Кроме технологии, есть еще человеческий фактор. Ошибаться свойственно и нефтехимикам. А уж теперь, когда напомнили о сейсмоопасности, которая может проявить себя в любое время, от НПЗ нужно отказаться.

“Хочу президента в соседи!”

Потомственный крестьянин, инженер, Валерий Панков сказал ЭН:

–Если построят НПЗ у меня под боком, то я хотел бы видеть рядом дом Николая Ермолаева. Пусть уж и он теперь меняет место жительства. Если случится авария, то вместе и спасаться будем.

Врач Сергей Критенко, занимающийся много лет проблемами загрязнения природы, засомневался в том, что Бюро по оценке влияния на среду имеет достаточно инструментария, современную лабораторию и специалистов, чтобы дать комплексную оценку выбросам не только НПЗ, но и других объектов зоны. Опыт той же Финляндии показал, что построенные по одному проекту НПЗ по-разному влияют на природу и человека. Если бы мы имели полную медицинскую картину мониторинга (а его в латвийской зоне Игналинской атомной станции нет), то можно было бы с полной определенностью сказать, отчего в Латгалии так часты заболевания раком груди, астмой, лейкемией.

Владимир РУДОЙ

27.02.2008 , 15:30

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий