Кекавский переворот

Министр Эдгарс Заланс. Фото A.F.I.
Министр Эдгарс Заланс. Фото A.F.I.
Министерство по делам регионального развития и самоуправлений приняло решение распустить совет Кекавской волости. На вопросы "Часа" отвечает министр по делам регионального развития и самоуправлений Эдгарс Заланс.

Что происходит в Кекаве?

- На прошлой неделе вы приняли беспрецедентное для Латвии решение – о роспуске Кекавского волостного совета. С чем связан такой радикальный шаг?

- Самые большие нарушения в Кекавской волости связаны с несоблюдением территориального планирования. В прошлом году наше министерство указало Кекавскому волостному совету на ряд недостатков в сфере планирования. В ноябре кекавские депутаты утвердили новое территориальное планирование и прислали этот документ в министерство.

Наши специалисты констатировали, что нарушения есть и в содержании нового плана, и в процедуре его принятия. Таким образом, новое территориальное планирование в силу не вступило и в Кекаве по-прежнему действует старый план. Но уже в течение многих лет самоуправление Кекавы просто не учитывало эту старую планировку! Разрешения на строительство давались исходя не из действующего территориального планирования, а из того планирования, которое будет принято в будущем.

Поскольку нового плана территориального планирования нет, жители не знают, появится ли рядом с домом склад, завод или универмаг. А с другой стороны, существует риск и для инвестора. Ему разрешают строить, а потом выясняется, что строит он там, где строить нельзя…

- Значит ли это, что все незаконные разрешения на строительство в Кекаве будут аннулированы?

- Потенциально незаконными могут быть признаны объекты общей стоимостью 60 – 70 миллионов латов! Для волости это огромная сумма. И непонятно, как Кекава сможет ее компенсировать.

Назначенный администратор должен постараться по возможности быстро разрешить эту проблему. Конечно, инвесторы были бы заинтересованы в том, чтобы их объекты были включены в новое территориальное планирование. Но не факт, что все объекты войдут в новый план, так что не исключены конфликты.

- А Кекавский случай действительно уникален?

- Нарушения территориального планирования были и в других местах. Но это были отдельные случаи, а не сотни случаев! Такие масштабные нарушения, как в Кекаве, в Латвии пока еще нигде не были констатированы.

На финишной прямой

- Региональная реформа, которая проводится в Латвии уже 15 лет, вроде бы вышла на финишную прямую. Но и сегодня многим по-прежнему неясно, зачем надо так упорно перерисовывать все внутренние территориальные границы Латвии. Жили бы в старых границах…

- Суть реформы связана не с изменением границ, а с размером территории.

- Но если два бедных региона объединятся, вряд ли они станут от этого богаче…

- Цель реформы не в том, чтобы объединять бедные территории. А в том, чтобы создавать новые территории, чтобы на каждой из них был по крайней мере один центр развития. С уменьшением числа жителей сокращаются доходы самоуправлений, и некоторые из них сегодня не могут предоставлять жителям даже те базовые услуги, которые их обязывает предоставлять закон. И то, что конкретную территорию представляют пять, семь или одиннадцать политиков из разных партий, не гарантирует того, что эта территория развивается.

Реформа призвана улучшить взаимодействие городских и сельских самоуправлений – объединить налоговые поступления, повысить эффективность работы администрации.

Сначала в Латвии предполагалось создать 102 самоуправления, при этом предусматривалось, что в каждом из них должен быть центр развития, что на данной территории должно проживать не менее пяти тысяч жителей, выдвигались и другие условия. Но потом при объединении возобладал принцип добровольности. И многие делали выбор в пользу независимости.

- Но если самоуправление живет хорошо, зачем ему с кем-то объединяться?

- Мы живем в одном государстве, и должна существовать солидарность. Но часть самоуправлений солидарность, к сожалению, понимает так: богатые муниципалитеты вносят средства в Фонд выравнивания самоуправлений, а бедные средства из этого фонда получают. Но есть и другой вид солидарности – богатые самоуправления объединяются с бедными. И депутаты избираются от всей территории. К слову сказать, богатство – это вещь преходящая, а большая территория всегда предоставляет большие возможности. Пока у нас нет полного понимания солидарности, будет и сопротивление реформе.

И еще: при проведении реформы большую роль играют психологические и эмоциональные факторы. Зачастую решение об объединении не принимается потому, что один сосед не доверяет другому. Для кого-то очень важно не потерять руководящее кресло, кому-то не нравится лидер соседнего самоуправления… Но реформу нельзя оценивать ни с точки зрения сегодняшнего, ни с точки зрения завтрашнего дня, это работа на перспективу.

- Очень эмоционально свои возражения высказывали представители Алсунги, требуя создания Суйтского края ради сохранения культуры суйтов…

- Суйтский край можно было начинать создавать уже в 1996 году, когда был принят план развития района. Но ничего же не было сделано! Теперь же, когда Юркалнская волость решила присоединиться к Вентспилсу, а Гудениеки – к Кулдиге, началась борьба. Но Алсунга не убедила соседей объединиться с нею! Думаю, что если Алсунга останется одна, жизнь ее жителей ухудшится. Отмечу и то, что ранее вся деятельность, связанная с сохранением культурного наследия суйтов, финансировалась не из бюджета Алсунги, а из их районного бюджета.

- О реформе нет единого мнения и внутри правящей коалиции. Союз зеленых и крестьян периодически критикует ее ход…

- Союз зеленых и крестьян, с одной стороны, реформу поддерживает, а с другой – кокетничает с руководителями самоуправлений. “Зеленые крестьяне” не могут переступить через амбиции сегодняшнего дня, они не видят завтрашние возможности.

А задача самоуправлений состоит не только в том, чтобы выполнять функции – хотя и это очень важно! – но и в том, чтобы давать людям надежду. Надежду на то, что неподалеку от дома будет работать школа, медпункт, магазин, что, может быть, со временем откроется почта, появится банкомат, отделение Агентства социального страхования… Что жить станет комфортнее.

Кому выгодна реформа?

- Не затихают разговоры о политическом характере реформы. О том, что Народная партия проводит ее для себя, готовясь к выборам самоуправлений. Мол, у народников сильны позиции во многих латвийских городах, вот они и “подтягивают” к ним новых избирателей…

- Автоматически ни Народная, ни какая-то другая партия не могут получить преимущество после реализации реформы. Да, у Народной партии сильны позиции в городах, но в рамках реформы города объединяются с сельскими территориями, где традиционно сильны позиции Союза зеленых и крестьян. Так что ни одна партия не может быть уверена в том, что она автоматически выиграет от нового территориального деления. Более того, с возникновением новых территорий возникает пространство для новых политических платформ. Думаю, что о политическом характере реформы можно говорить только в контексте того, что реформу проводит правительство.

- Каждый новый край теперь станет и избирательным округом. Как предполагается в рамках одного самоуправления согласовывать интересы горожан и сельчан?

- Рассматриваются два варианта порядка избрания депутатов в самоуправления краев. Первый – каждую территорию края в самоуправлении представляет свой депутат. Министерство этот вариант не поддерживает, потому что депутат, избранный от той или иной прежней волости, может остаться в оппозиции. А представители правящей коалиции могут ему сказать: мы не баллотировались на твоей территории и нас не волнуют ее проблемы…

Мы предлагаем такой вариант: весь край представляет собой один избирательный округ и каждый кандидат в депутаты предлагает программу для всей территории. И тогда правящей коалиции – какой бы она ни была – придется отвечать за весь край. Мы выступаем за 5-процентный барьер и за выборы по партийным спискам.

Реформа под судом

- Ряд самоуправлений оспорили региональную реформу в Конституционном суде. Что будет, если суд признает их заявление обоснованным?

- Самый простой вариант: суд констатирует, что подавшее иск самоуправление имеет право и в дальнейшем существовать автономно. И оно продолжит жить самостоятельно. Если суд решит, что ход реформы соответствовал закону, то мы возвращаемся на 15 лет назад и все начинаем сначала. И наконец, есть третий, самый радикальный вариант, за который ратует самоуправление Лапмежциемса, – признать, что вся реформа является незаконной.

- Недовольные реформой самоуправления часто ссылаются на Европейскую хартию самоуправлений, которая не позволяет в насильственном порядке объединять самоуправления.

- Это неправильная ссылка. Европейская хартия самоуправлений допускает административные решения в этой сфере.

- Вы надеетесь стать министром, завершившим административно-территориальную реформу?

- Хотелось бы. Было бы хорошо, если бы нынешнему правительству и нынешнему Сейму удалось завершить реформу и сделать следующий шаг.


Написать комментарий