Украденный ребенок нашёлся через 16 лет

Наш город, чья жизнь не столь уж богата не сенсации, был буквально потрясен накануне католической Пасхи. В народе вовсю циркулировали слухи о том, что украденный 16 лет назад ребенок обнаружен и вскоре состоится его встреча с родной мамой. Вчера нам официально подтвердили, что результаты анализа ДНК мальчика и женщины, у которой он был украден, совпали. Его величество Случай вновь соединил родные души.

НЕРАСКРЫТОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Ребенок – не иголка в стоге сена, чтобы вдруг бесследно исчезнуть прямо из коляски в людном месте. И все-таки это случилось в один из декабрьских дней 1992 года. Для матери младенца этот день стал не просто черным – что пережила молодая женщина, смогут понять только матери, с трепетом и любовью ожидавшие и носившие под сердцем своего первенца. Трудно подобрать слова, которые могут точно описать всю бездну отчаяния женщины, весь ужас бессонных ночей, когда воспаленное воображение рисует картины одна страшнее другой, когда в звенящей тишине мерещится детский плач… К сожалению, в полиции только разводили руками. Местные пинкертоны, чьи ряды в то время заметно поредели, оказались не способны раскрыть первое в истории нашего города такое преступление – кражу ребенка средь бела дня из центрального универсама. Впрочем, в начале 90-х полиция много раз подтверждала свою профессиональную несостоятельность: ни одно громкое преступление тех лет не было раскрыто. А ведь достаточно было поговорить с самыми информированными представителями “сарафанного радио”, как следует проверить городские микрорайоны, чтобы установить, что в момент исчезновения младенца в одном из них, в другом практически в это же время младенец появился весьма загадочным образом: почти что ниоткуда, вроде как аист принес. Знало об этом странном совпадении немало людей, что не удивительно, так как в нашей Санта-Барбаре, именуемой Даугавпилсом, как говорится, “все секрет и ничего не тайна”. Итак, если бы полиция проявила тогда большее усердие, то, вполне возможно, ребенок был бы найден. Но увы, не случилось. Дело закрыли, а собранные документы положили пылиться на полку. И забыли, но, как оказалось, не навсегда, а всего-навсего на 16 лет.

НАГРОМОЖДЕНИЕ СЛУЧАЙНОСТЕЙ

За эти годы ребенок, естественно вырос, учился в школе и тут, как считается, совершенно случайно, когда были поданы списки на сдачу госэкзамена, выяснилось, что у мальчика “липовый” персональный код, и вообще нет никаких документов, удостоверяющих личность уже достаточно взрослого человека.

Почти одновременно с этим маму ребенка полиция задержала за кражу. Выяснилось, что у задержанной есть несовершеннолетний сын. Встал вопрос об опекунстве для парнишки. Так история дошла до Сиротского суда. Его председатель,  Лигита Стразда, не жила в нашем городе в 1992 году, однако история таинственного исчезновения младенца ей была известна. И она предложила провести генетическую экспертизу, дабы установить биологическое родство мальчика.

Но уже до медицинского заключения задержанная женщина сообщила полиции, что 16 лет назад младенца без документов привез из Дагестана ее муж. Подтвердить или опровергнуть слова жены супруг не может – несколько лет назад он умер. Однако версия показалась неубедительной людям, знакомым с жизнью этой семьи.

Нам удалось побеседовать с теми, кто знал детали событий 16-летней давности.

Оказалось, что в округе многие подозревали, что появившийся у соседки младенец окутан какой-то тайной. Люди знали, что до появления ребенка супруги не ладили: муж хотел детей и грозил разводом, если их не будет. А потом надолго уехал по неотложным делам за границу. Как раз в это время его жена и объявила себя беременной, а потом и счастливой мамой. Муж вернулся и души не чаял в обоих: баловал, хорошо обеспечивал материально, запретил жене работать, чтобы она все время посвящала воспитанию малыша. Безбедная, счастливая жизнь закончилась со смертью мужа. Женщина кое-как перебивалась с ребенком, а потом, когда жить стало уже не на что, решилась на воровство и попалась.

Наши собеседники утверждали, что эта женщина пользовалась поддержкой других людей, задумывая и планируя кражу ребенка. Предъявив мужу младенца, она таким образом хотела застраховать себя от развода. Если бы в свое время сотрудники полиции не поленились проверить слухи…

Сегодня, через 16 лет, у них есть возможность не упустить истину и, наконец, расставить все точки над i в этой драматической истории.

А СЛУЧАИ БЫВАЮТ ВСЯКИЕ

Судя по тому, что все это получило широкую огласку в местных и республиканских СМИ, теперь уж дело доведут до логического и определенного законом конца.

Однако факт отсутствия документов у ребенка далеко не единичен и не уникален, отмечает председатель Сиротского суда Л.Стразда. За время ее работы в Сиротском суде Кокнесе, а затем Даугавпилса каких только случаев не было!

Так она до сих пор помнит, как пришлось делать документы ребенку, родившемуся у латвийской мамы в Москве, причем у мамы тоже фактически не было никаких документов. Самая большая трудность заключалась в том, что с момента рождения ребенка минуло несколько лет, мама сидела в тюрьме, а воспитывала малышку бабушка. Больше полугода пришлось собирать сведения, искать роддом в российской столице, запрашивать сведения. А когда ребенок обрел-таки документальное подтверждение своего существования, мама, вышедшая из тюрьмы, украла “свою кровинушку” у опекуна, которым являлась родная бабушка. И вновь Сиротскому суду пришлось звонить во все колокола, привлекать полицию, чтобы разыскать ребенка и вернуть бабушке.

А уж историй попроще, без всяких похищений и сложных многоходовых комбинаций, сотрудники Сиротского суда знают множество. И не просто знают, а в каждой проявляют усердие, терпение, профессионализм, а то и просто сострадание, чтобы помочь людям, причем бесплатно.

“Нет безвыходных ситуаций, – убеждена Л.Стразда. – Просто надо работать и решать вопросы, когда дело касается детей, их жизни и благополучия”.

Отметим, что это – не пустая декларация намерений. Для подростка, о котором идет речь, было сделано все возможное. К решению вопроса об оплате дорогостоящей генетической экспертизы была подключена городская дума в лице управляющей делами и куратора социальной сферы Х.Солдатенок, для соблюдения прав школьника – руководитель Управления образования О.Дукшинская и инспектор по защите прав детей М.Лаздане. В качестве опекунов мальчику были назначены родственники воспитывавшей его женщины.

Сейчас с мальчиком работают психологи, так как ему предстоит встреча с родной мамой. Безусловно, он сегодня – самая страдающая сторона в этой драматической истории. Стать нежданно-негаданно объектом пристального внимания и досужих разговоров трудно и взрослому человеку, не говоря уже о подростке с незащищенной и ранимой душой. Как ему строить отношения с мамой, его родившей, и с мамой, его воспитывавшей эти 16 лет?

Как понять и простить женщину, так легкомысленно и жестоко вмешавшуюся в чужую жизнь и захотевшую перекроить ее по своему усмотрению? Дай Бог, чтобы у взрослых, оказавшихся сегодня рядом с этим парнишкой, хватило мудрости и доброты, чтобы помочь ему достойно пережить эту ситуацию и войти в новую жизнь повзрослевшим и духовно окрепшим.

Ну а взрослым – и тем, кто имеет прямое отношение ко всему случившемуся, и тем, кого косвенно затронула эта история, – предстоит большая и трудная работа над ошибками.

В заключение нашей беседы председатель Сиротского суда, Лигита Стразда повторила давнюю народную мудрость: “На чужом несчастье не построить своего счастья”.

Жизнь в очередной раз подтвердила незыблемость этой сентенции.

Альбина ДАВЫДЕНКО

27.03.2008 , 14:10

"Сейчас"


Написать комментарий