Оранжевый бастион не сдается

Калвитис, уходя:«Я был удобным объектом для карикатур».
Калвитис, уходя:«Я был удобным объектом для карикатур».
Накануне съезда в кулуарах много говорили о зреющих в недрах Народной партии раскольнических настроениях, об обостряющихся разногласиях между "старой гвардией", группирующейся вокруг Андриса Шкеле, и молодом поколении народников, не признающих авторитетов и жаждущих взять руль управления в свои крепкие руки. Тем более что рейтинг партии в сентябре скатился ниже четырех процентов.

В субботу в Риге в театре “Дайлес” состоялся 11-й съезд Народной партии – одной из крупнейших и влиятельнейших политических организаций страны

Но надеждам недругов и соперников Народной партии не суждено было сбыться – съезд прошел, как писали раньше, в деловой конструктивной атмосфере. И доля самокритики была отмерена очень точно: сегодня провести партийный форум без пары-тройки критических речей было бы уж совсем неприлично… А лейтмотив политического форума был очень прост: народники были, есть и будут в латвийской политике. Об этом говорили три лидера партии – бывший председатель Айгарс Калвитис, неформальный руководитель Андрис Шкеле и новый председатель Марекс Сеглиньш.

Айгарс Калвитис: за наши ценности

Айгарс Калвитис в своем отчетном докладе анализ партийных проблем решительно перенес в философскую плоскость, сетуя на засилье либерализма в идеологическом пространстве.

- Мы является консервативной, правой партией, и многим это не нравится. Но консервативные ценности – дом, семья, продуктивный труд, позволяющий обеспечить и сохранить и дом, и семью, – это тот стабильный фундамент, на который опирается любая нация, любое государство. А либеральные ценности – способность все подвергать сомнению, понимание ценности личности – являются гарантией динамичного развития.

Но голоса либералов звучат все громче, стремление подвергать все сомнению и критиковать перерастает в разрушительный деструктивизм, а желание поставить выше всего права человека разрушает мораль. Получается, что те, кто ратует за консервативные ценности, в Латвии оказываются чуть ли не преследуемым меньшинством. Дошло до того, что трудолюбивый мужчина, который хочет и может содержать семью с несколькими детьми, стал скорее редким исключением, чем правилом, – подчеркнул Калвитис.

И добавил, что в последнее время происходит очень опасное переключение внимания народа с собственного дома, семьи, творческой работы на “копание в государстве, как в запылившемся механизме часов, об основных принципах действия которого у нас нет ни малейшего представления”.

- Наш долг – утвердить в нынешнем хаосе увековеченную на эмблеме нашей партии семью как главную основу и гарантию всего, – заявил он.

Бывший премьер призвал страну вернуться к производству и полезному труду, которые позволят Латвии выжить. Поскольку “так называемый офисный планктон может и хочет только перераспределять то, что произведено другими”.

А еще Калвитис напомнил, что во время работы его правительства зарплаты в Латвии увеличились практически в два раза.

- Уровень жизни повысился, кредиты стали дешевле, появились возможности, которых до сих пор не было. Десятки тысяч семей въехали в новое жилье, многие молодые семьи сделали выбор в пользу второго или третьего ребенка. Но ни один парламент, ни одна партия, ни одно правительство не может заставить людей быть разумными в своих тратах, – отметил он.

Калвитис с высокой трибуны еще раз подтвердил, что не будет баллотироваться на пост председателя партии:

- Я работал, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем, выкладывался весь… Может быть, теперь кто-то вздохнет с облегчением – я никогда не был мил для всех, и многим, знаю, был неприятен.

Я был очень удобен для рисования карикатур, но я был очень неудобен для того, чтобы меня толкали и тянули за поводок те или иные политические силы. Мои политические решения были своевременными и продуманными. Может, потомки еще долго будут смеяться над семью тучными годами – так же как Годманису до сих пор припоминают буржуйки. Но тучные годы были реальностью – более короткой, чем хотелось бы. Но именно поэтому они были так поучительны.

Андрис Шкеле: бал слишком затянулся…

Ни прощальная речь Айгарса Калвитиса, ни избрание на его место Марекса Сеглиньша, не могли отвлечь внимание делегатов и прессы от рядового члена Народной партии Андриса Шкеле. Он также был назван кандидатом на пост председателя партии (причем это предложение было встречено бурной овацией зала!), но вежливо отказался. Свою речь Шкеле начал словами:

- Скажу вам совершенно честно – я вообще не хотел выступать. Сидел бы сейчас вместе со всеми в зале и слушал отчеты лидеров партии.

Но поскольку Шкеле все-таки вышел на трибуну, он представил свой анализ экономической ситуации в стране, “свободный от уз вежливости публичного лица”.

Подготовленный правительством проект бюджета на 2009 год, по мнению Шкеле, является откровенно слабым. Министры очень поверхностно отнеслись и к пакету сопровождающих проект бюджета законов. Но тем не менее этот бюджет надо “незамедлительно принять и быть готовыми к тому, чтобы оперативно внести в него изменения”.

Правительство должно заботиться о динамичном развитии экономики, опирающейся на современные технологии, а нынешняя латвийская экономическая модель все больше и больше напоминает столовую, где раздают бесплатный суп. Конечно, в бесплатном супе нет ничего плохого, особенно если он наваристый, но проблема в том, что очередь к котлу становится все длиннее, а супа в нем остается все меньше и меньше.

- Перед латвийской экономикой сегодня стоят три задачи: во-первых, продуктивность, во-вторых, продуктивность и, в-третьих, продуктивность, – сказал Шкеле.

По его мнению, следует побыстрее внести изменения в несколько законов. Так, закон о неплатежеспособности не защищает маленьких инвесторов, которые могут надеяться на возвращение лишь 30 сантимов с каждого вложенного лата, и то в течение трех лет. Нормативная база не способствует реинвестированию прибыли и привлечению нового капитала к производству. Огромным грузом для предпринимателей в эпоху кризиса стали санкции за вовремя не уплаченные налоги.

И кадастровая стоимость земли в Латвии была серьезно переоценена в период расцвета спекуляций с недвижимостью, и сейчас настало время возвращаться к более реалистическим цифрам.

Шкеле метнул стрелу и в Банк Латвии, напомнив, что одной из главных задач центрального банка страны является сохранение стабильности цен. Но ему намного лучше удается работа с общественностью…

Недопустимы, по мнению Шкеле, попытки разрушить пенсионную систему, которая в Латвии только начала создаваться. Нельзя обеспечивать пенсии нынешним пенсионерам за счет тех, кто выйдет на пенсию через 10 или 20 лет. У бывшего премьера было и конкретное предложение – возвращать пенсионерам 13 процентов от уплаченного НДС. Это стало бы хорошим финансовым подспорьем для пожилых людей, мероприятием, не разрушающим пенсионную систему. И потребуется на это не более 60 миллионов в год.

Шкеле отметил, что от кризиса больше всего пострадает средний слой – “донор консервативных правых партий”. Но любой кризис одновременно является и возможностью изменить ситуацию. Вопрос только в том, какие уроки будут из этого извлечены.

- Наш бал слишком затянулся, – сказал Шкеле в заключение. И спустился в зал, сопровождаемый аплодисментами.

Марекс Сеглиньш: легче не будет

Марекс Сеглиньш, избранный председателем абсолютным большинством – 608 голосов за, обещал товарищам вернуться к цели, провозглашенной в программе Народной партии, – добиться, чтобы каждая семья могла вырастить троих детей. А также акцентировать и другие приоритеты народников, отброшенные из-за свар с другими партиями.

- Мы брали на себя ответственность за страну до сих пор, и мы, Народная партия, готовы нести ее и в дальнейшем, – уверенно заявил Сеглиньш.

Он убежден, что в ближайшие годы жить легче не станет. Исправить допущенные ошибки, выйти из трудной ситуации удастся лишь тогда, когда люди будут тратить только заработанное и если этот принцип станет основой всего дальнейшего развития Латвии.

Шкеле: “С политикой покончил”

В перерыве съезда Народной партии Андрис Шкеле ответил на вопросы “Часа”.

- Как вы оцениваете то, что сейчас рейтинг Народной партии составляет лишь четыре процента?

- Рейтинги – это моментальная фотография, они отражают эмоции конкретного отрезка времени. И я не считаю, что сильной является та партия, которая концентрируется на рейтингах конкретного отрезка времени. Тогда партия начинает жить вслед за рейтингами, а это неправильный путь.

Народной партии сегодня не надо беспокоиться о рейтингах. Перед нами стоит слишком много важных, долговременных задач, и если мы эти задачи хорошо выполним, рейтинги придут сами собой.

- Какая, на ваш взгляд, самая серьезная ошибка была в последнее время допущена Народной партией?

- Многие принимаемые решения недостаточно разъяснялись. К этому относились поверхностно. Мы видим и хороший пример – заключение договора о границе с Россией. По этому вопросу дебаты проходили по всему спектру: на конференциях, собраниях ученых, было и решение Конституционного суда. И я полагаю, что сегодня большая часть латвийского народа оценивает договор так: это было трудное, но правильное решение. Большие, сложные, принципиальные вопросы надо обсуждать.

- Вы ни при каких условиях не вернетесь в политику?

- Нет! Я закончил свою политическую деятельность. И не хочу занимать ни руководящие должности в партии, ни публичные должности в государстве. Этот период в моей жизни завершен.


Написать комментарий