«Выходные придуманы не для работников культуры»

29 декабря в Центральной Латгальской библиотеке прошел ставший традиционным "Час добрых известий". Мероприятие, организованное Управлением культуры Даугавпилса, включало презентацию календаря с работами пленэра Марка Ротко, домашнюю страницу в интернете: www.daugavpils.kultura.lv, буклет "Культурный взгляд", содержащий информацию о фестивалях, проходящих в нашем городе, а также очередной выпуск Провинциального альманаха "Хронос". Ко всем этим новшествам самым непосредственным образом "руку приложил" Миервалдис Бродовс, утвержденный в должности руководителя Управления культуры 23 декабря уходящего года. Именно в этот предрождественский день за него проголосовали думские депутаты.

Вероятно, это тот самый случай, когда в правильности выбора сомневаться не приходится – Бродовса горожане давно знают, как человека, стоящего горой за городскую культуру не только на словах, но и на деле. Мы встретились с Миервалдисом во второй день Рождества. Перед началом мероприятия возле нарядной елки на площади Виенибас, у него выдался час свободного времени, которого вполне хватило для интересного интервью:

- Миервалдис, что подтолкнуло деревенского мальчика из поселка “Эглайне” к поприщу культуры?
- Не думаю, что родители вынашивали мечту о моем предназначении. Отец работал мелиоратором, мама – оператором на почте. Творчеством никто не занимался. Разве что деда Карлиса, знатока кузнечного дела, иногда уводило в сторону от подков и гвоздей, и он позволял себе творить нечто для души, – к примеру, ажурные наличники для ворот. Дед пользовался популярностью и уважением у односельчан. Профессия кузнеца – одна из древнейших, стоит особняком среди остальных деревенских ремесел. Люди верили, что у кузнеца черт в подмастерьях. Я это подтвердить не могу, но то, что дед был сильной личностью, крепкого телосложения, жилистый, хорошо помню. Они с бабушкой говорили на диалекте селов. Мальчишкой я очень этого стеснялся, исправлял, учил как надо. Теперь стыжусь своей детской глупости. В наследство от деда мне досталось внешнее сходство с ним.

Возможно, звоночек о моей будущей профессии прозвенел во время учебы в школе – любил стихи, посещал драматический кружок, причем с большим удовольствием.

- Как вы относитесь к известной фразе: добро должно быть с кулаками?
– Вот уж чего я не умею, так это хвалить себя и выставлять напоказ. Я – не актер, не политик. Дед учил: “Пусть о твоих делах скажут другие”. Такое жизненное кредо мне более понятно и приемлемо. Но если на меня “наезжают”, могу ответить. В культуре я больше 13 лет. Начинал в ДК “Варпа” в качестве методиста, затем заведующего массовым сектором в музее, потом работал режиссером на радио Alisa+. В то время была большая конкуренция. Отстаивал свое место под солнцем, доказывая на деле свою профпригодность. Шел отбор, и выжили сильнейшие.

- Вас еще 2-3 года назад некоторые СМИ называли руководителем Управления культуры города. Произошло рождественское чудо, и мысль газетчиков материализовалась?
- Я всегда являлся связующим звеном в работе с общественностью, СМИ, был более публичен. Возможно, поэтому некоторые, менее сведущие, меня и воспринимали в качестве руководителя. В последнее время исполнял обязанности руководителя Управления культуры, что не могло продолжаться бесконечно.

- Ваши главные достижения за годы работы в Отделе культуры и затем в Управлении культуры?
- Работа в культуре – работа коллективная. Важны все – от режиссеров до гидов, встречающих коллективы. Все, что достигнуто в городе, достигнуто силами всех работников культуры. Горжусь, что и моя частичка там присутствует. Даугавпилс нашел и занял достойное место в культурной жизни Латвии. Только у нас существует столько национальных культурных обществ. Четыре из них имеют свои культурные центры, финансируемые самоуправлением. В Латвии такого больше нет. Сложилась оригинальная фестивальная программа: традиционный фестиваль Масок, фестиваль духовной музыки Sudraba zvani, фестиваль аккордеонной музыки и.т.д. Опять же такие фестивали в республике проводит только Даугавпилс.

К развитию культуры в городе подходим концептуально, учитывая уникальность места, где нам всем выпало жить. Город имеет богатое культурно-историческое наследие. Важен баланс между сохранением традиций и радикальным обновлением, то есть должно быть равновесие между стабильностью и развитием. Для любого развития необходимы средства. Грянувший экономический кризис может потянуть за собой несбыточность некоторых надежд. Я рад, что начинается возрождение Крепости. Прекрасно, что городу удалось вернуть на родину великие имена его уроженцев – Марка Ротко, Оскара Строка. Продолжается работа над возвращением имени Соломона Михоэлса. В октябре 2008-го в Управлении культуры Даугавпилсской думы состоялась встреча с выдающимся режиссером и драматургом Марком Розовским. Он привозил с собой спектакль “Поющий Михоэлс”, основанный на большом литературном материале. Было бы вполне логично у нас в Даугавпилсе, на родине великого актера, устроить театральный фестиваль, посвященный его жизни и творчеству.

- Что печалит в работе?
- Расцвет культуры связан с устойчивым развитием страны и нашего города в частности. Сегодня мы не имеем такой радужной картины. Будучи в служебной поездке во Франции, в Центральном регионе, удивился, как грамотно там решены вопросы финансирования культуры. Четко разделены функции местного, городского самоуправления, региональные, государственные. У нас же – местное, и все тут! Государственные инвестиции получаем с большим трудом. Маленьким городам еще сложнее. Действует принцип партийной дележки денег. Или вот такая странность – Концертный зал почему-то решено строить в Резекне с его небольшим населением, хотя по региональным принципам, подразумевающим более эффективное использование, он должен находиться в Даугавпилсе.

- Кто из “старинных” даугавпилсских градоначальников вам наиболее близок и почему?
- Восхищает образ Николая Гагельстрома, человека умного, образованного, энергичного. Страстно любил театральное искусство, был знатоком и ценителем музыки. Основанный им театр в Динабурге был поставлен на такую высоту! Декорации выписывались из Варшавы, Москвы. На свои деньги Гагельстром содержал три года профессиональную труппу, из-за границы выписывались мировые знаменитости музыкальной и театральной жизни. Театр, олицетворяющий душу города, был всегда полон. Если в городе театра нет, а я не подразумеваю под этим словом театральные стены и люстры на потолке, – город “мертвый”.

- Слабости культуры – благодатная почва для развития невежества?
- Если культура вторична, то на первое место выходит низменное, пожирающее и экономику, и быт, и идеологию. В этой связи вспоминаются драматические кружки советского времени. Ведь они были в каждой школе, как и занятия хоровым пением и народными танцами. Советское образование, если отбросить коммунистическую пропаганду, было, на мой взгляд, очень качественным. Не люблю людей, огульно отрицающих все что было. Если из-под ног выбросить все камни фундамента, на чем стоять будем? Печально, что молодежь, способная принести пользу на месте, после получения высшего образования в творческих вузах Риги, не стремится обратно. Сегодня патриотизм не в моде. Человек ищет, где сытнее и проще.

- “Дни города” требуют большой отдачи. С кем или с чем сложнее всего?
- Каждое мероприятие по-своему индивидуально. Не существует определенного рецепта: что делать и как. По поводу “Дней города”, наверное, самое сложное связано с большими звездами. Праздник должен пройти без задоринки. Хочется, чтобы он получился красочным, многоплановым. А звезды и дорого стоят, и общение с ними предполагает особенности – у них свои, “звездные” капризы. Вот Сергей Лазарев в 18.00 пришел на репетицию и заявил, что концерта не будет – ему звук не понравился. Музыкант группы забыл в самолете какую-то деталь от инструмента. Потом Лазарев сказал, что коллектив уволен и на концерте "будем работать под “минусовку”. В конце концов удалось все наладить и выступление популярного певца состоялось, но чего это стоило!

- Что для вас изменилось с получением новой должности руководителя УК?
- Стало больше ответственности за свои слова и дела, прибавилось обязанностей. Быть коллегой людям, работающим в культуре, очень непросто. Ведь это все люди творческие, легкоранимые, восприимчивые. К каждому нужен подход. А в целом будем продолжать двигаться в выбранном направлении.

- Кроме увлекательной работы увлечение существует?
- Да, работа, действительно, увлекательная – время на ней летит незаметно. Весь день идут люди, телефонные звонки, какие-то срочные дела. Только после 17.00, когда рабочий день должен закончиться, появляется возможность спокойно написать письма, прайс-листы и т.д. Раньше семи вечера домой не уйдешь. Праздники, выходные придуманы не для работников культуры. Мое единственное увлечение (надеюсь, когда-нибудь к нему вернуться) осталось в прошлом. В середине 80-х я выращивал розы. Сейчас трудно поверить: у меня было 90 сортов этих прекрасных цветов. Мечтал завести синюю розу. Долго не мог найти саженец. Тем не менее синяя роза у меня появилась. За розами надо ухаживать, как за женщиной. Эти цветы любят, когда с ними разговариваешь – это целый ритуал. В древней Индии роза пользовалась таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый, кто принесет розу царю, мог просить у него все что пожелает.

- Миервалдис, а что пожелаете нашим горожанам накануне Нового года?
- Весь христианский мир только что отпраздновал или будет справлять праздник Рождества Христова. Согласно тысячелетней легенде, с восходом Вифлеемской звезды у людей появились Вера, Надежда, Любовь. Желаю нашим горожанам чаще задумываться над заветными библейскими истинами и помнить, что кризисы приходят и уходят, а культура и искусство вечны. Присоединяйтесь к вечному!

Жанна ЧАЙКИНА

30.12.2008 , 14:30

"Сейчас"


Написать комментарий