Храним ли то, что имеем?

Что относится к числу несомненных богатств нашего города? Причем к числу таких богатств, на которых можно было бы по-настоящему заработать? Кого-то, может, и удивит такой вывод, но это история.

Многие городские любители сей науки искренне удивляются людям, считающим наш город скучным и неинтересным: те уподобляются ленивцам, сидящим на сокровищах, но не способным протянуть к ним руку.

Улица, названная именем проходимца

Немало специалистов придерживаются самого отрицательного мнения о политике самоуправления относительно сохранности наших культурных памятников. Наибольшее количество претензий — по поводу безответственного отношения Думы к исторической целостности города.

В этом плане можно припомнить многое: и безобразные коробки супермаркетов, выросшие, словно раковые опухоли, в самых неподходящих точках. И “реконструкцию” 1-й гимназии, в результате которой от исторического здания, возведенного в 1840-41 годах по проекту подполковника Клименко, осталось очень немногое. И наплевательское отношение к памятным местам. Ярчайший пример: в свое время собор Святых Петра и Павла строился с таким расчетом, чтобы блеск его купола можно было видеть с противоположного берега Даугавы. Теперь не увидишь — обозрение наглухо закрыла огромная коробка торгового лабаза “RIMI”.

Из более недавних “подвигов” власти — безалаберное переименование улиц в Крепости. В результате, одна из улиц получила имя некоего инженера Гекеля, “прославившегося” крайне бездарным руководством, головотяпством, взяточничеством и даже заподозренного в предательских тайных сношениях с войсками Наполеона в 1812 году. По этому поводу очень возмутился известный специалист по истории Крепости Янис Кивриньш:
— В свое время Гекель благополучно увернулся от суда, но это еще не повод, чтобы мы сейчас увековечивали его имя в названии улицы! Вообще-то именем Гекеля в 1850 году уже была названа одна улица в Крепости, но потом, спохватившись, это наименование быстро убрали. Показательный факт, не так ли?! И вот сейчас мы наступаем на те же старые грабли. Когда я узнал об этом переименовании, то встречался со многими чиновниками, дошел даже до Риты Строде. Везде доказывал, что имя Гекеля — бездарного инженера, плохого солдата да и просто мошенника — недостойно подобной чести. Однако меня хоть и выслушали, но ничего не предприняли: “Поздно, уже все решено…”

Живет в городе удивительный человек — Саша Дмитриев. Многочисленные знакомые с уважением называют его Архивариусом, подразумевая тот вклад, который он внес в изучение истории Даугавпилса.

Беспамятство как стиль жизни

Проработав четверть века в Центральной латгальской библиотеке, он неутомимо собирал сведения о городе. Его обширная картотека содержит уникальный список источников, содержащих любую мало-мальски ценную информацию, накопленную за века существования Динабурга-Двинска-Даугавпилса. Методы работы Александра незамысловаты — он попросту перелопачивает горы старой публицистики и литературы. Найдя что-либо о Даугавпилсе, тут же заносит в свою картотеку. На днях для журналиста “Нашей Газеты” он устроил экскурсию по “проблемным” историческим местам Даугавпилса. Первую остановку предприняли у фасада Городского театра.

— В начале 90-х здесь еще существовала вмурованнная мемориальная табличка с именем архитектора В. Витенда, по проекту которого был сооружен театр. Во времена “медной лихорадки” лиходеи выломали и украли ее. Нелишне вспомнить, что здесь же, в театре, 4 мая 1938 года состоялась литературная лекция нобелевского лауреата И. Бунина. Недавно прошло семидесятилетие этого события — разве оно не заслужило увековечивания в виде хотя бы таблички?!

Как оказалось, у нас в городе есть немало старых зданий, так или иначе связанных с известными историческими событиями, но, однако, никак не отмеченных. Навскидку: на Ригас, 18, осенью 1944-го года располагалось правительство ЛССР. На Театра, 15/17, сто с лишним лет назад размещалась городская управа: на Саулес, 1/3, первая в Двинске телефонная станция и почта. Музея, 6: в этом здании в 1940 году советская контраззведка сменила польское консульство. На Краславас, 72, жил Александр Кирхенштейн, возглавлявший президиум Верховного Совета ЛССР. Особо стоит остановиться на здании по адресу 18 Новембра, 17, — здесь провел свои детские годы патриарх двинской словесности Леонид Добычин.

— Считаю, — резонно говорит Александр, — что мемориальная табличка и на этом доме не помешала бы… Вообще, у нас, к сожалению, почти ничего не делается для увековечения исторических событий и дат. Через два года 160 лет исполняется городской дамбе. Почему бы не установить там хотя бы столбик с надписью, вроде: “Построена в 1841 году, под руководством капитана инженерного корпуса Мельникова”? У нас бывали многие исторические личности: в 1701 году, скажем, Петр I, а в 1909 году, ровно сто лет назад — Александр Блок.

Великий художник Савицкий несколько лет прожил в Двинске, написав здесь лучшие свои картины. Все это у нас никак не отражено. Кстати, через год сто лет исполнится солнечным часам, ныне стоящим перед зданием старого корпуса университета. В 1910 году они были изготовлены по инициативе учителя физики Двинского реального училища Аркадия Яськова. Установленные напротив здания гимназии, они потом два раза меняли местонахождение. Что сталось с учителем Яськовым? Мы не знаем. И лишь эта историческая справка доносит до нас единственную весточку о том, что когда-то жил такой человек…

Как считает Александр, даугавпилсскому самоуправлению давно пора подавать заявку… в Книгу рекордов Гиннесса!

Даешь Даугавпилс в книгу Гиннесса!

— Почему нет!? Доказан факт, что Даугавпилс обладает самым большим количеством старообрядческих церквей — ни один город в мире не может похвастаться таким их числом. У нас же их шесть, да еще одна сгорела во время войны. Чем не повод для заявки?! Настаиваю также, что необходим нормативный акт, запрещающий новое строительство в городе без предварительного археологического обследования территории. Ведь за семь веков накоплен обширный культурный слой, исследование которого поможет найти и спасти от уничтожения немало исторических реликвий!

Однако надеяться на расторопность Думы в данных вопросах не очень-то приходится. Чиновники рассуждают, что, мол, “не до истории нынче-с”, и благодушно поплевывают на все и всяческие проекты, связанные с ней. Недавно в этом убедился Игорь Манжос — известный в наших краях реставратор. Результаты работы его рук вызывают всеобщее восхищение — например, из своей дачи в Ругелях он построил настоящий средневековый замок, лишь несколько уменьшенный в размерах. У него тоже накопилось немало критических замечаний по тому, как ведется изучение истории родного края. Будучи одним из знатоков Крепости, он недоволен тем, что ее исследованиями занимаются лишь немногие энтузиасты-одиночки.

— Кстати, несколько лет назад я придумал и воплотил в чертежах действующий, интерактивный, в масштабе 1:1000, макет Крепости, — рассказывает Игорь Петрович, — При нажатии кнопок оборонительные сооружения приходили бы в состояние боевой готовности, рвы наполнялись водой, загорались бы окна в путевом дворце и офицерских квартирах. Я заранее подсчитал, что потребовалось бы изготовить 6,5 тысячи деталей, отлить в миниатюре оконные рамы, провести по бетонной основе почти 57 км контурных линий разметки. Получился бы превосходный аттракцион для горожан и туристов! Стоимость проекта — 45 тысяч латов, которые могли бы довольно быстро окупиться. Однако спонсировать его никто — ни самоуправление, ни бизнесмены — не захотел, поэтому пришлось сложить чертежи в папку “Неосуществимые проекты”…

Между тем активная пропаганда наших исторических сокровищ вполне могла бы привлечь к нам туристов и пополнить городскую казну.

Грубо говоря, это ведь только на бездуховном Западе унитаз — лицо хозяйки. А у нас наоборот: лицо хозяйки — унитаз. Ведь зачастую главное — мощность напора словесного поноса, а остальное — да зарасти оно этим самым. Ну, оно, соответственно, и зарастает. Что поделать: спокон веку под лежачий камень вода не течет…

Кстати

Через год сто лет исполнится солнечным часам, ныне стоящим перед зданием старого корпуса университета. В 1910 году они были изготовлены по инициативе учителя физики Двинского реального училища Аркадия Яськова.

16.04.2009 , 13:08

Владимир Веретенников "Наша газета"


Написать комментарий