Полезно ли молоко для производителя?

Valmieras piens выпускает все, что можно сделать из молока.
Valmieras piens выпускает все, что можно сделать из молока.
По объемам закупки молока и ассортимента продукции, которую АО Valmieras piens выдает на внутренний рынок, оно - второе по величине в Латвии. В наше время, когда упадок экономики заставляет многие фирмы думать лишь об элементарном выживании, председатель правления Valmieras piens Роландс Гулбис, до этого поста руководивший Latvijas balzams, думает о стратегии будущего подъема.

Не так полезно, как алкоголь, но работать можно и нужно

По волнам молочной реки

- Комбинат построен в 1970-х годах. В 90-х предприятие было приватизировано крестьянами, затем оно перешло в собственность наиболее активных предпринимателей и сейчас является акционерным обществом со 100% латвийским капиталом.

В пищевой промышленности, если ваш продукт имеет нормальное качество и приемлемую себестоимость, он всегда будет востребован. Так что хотя бы небольшая прибыль была всегда. В среднем по молочной индустрии она составляет от 3 до 7% от оборота. В какой-то год, когда появляется удачно реализованная новая идея, прибыль может быть больше, но потом конкуренты перенимают эту идею и прибыль снижается – это традиционные колебания. В 2004 году чистая прибыль комбината составила 220 тысяч латов, в 2005-м – 5 тысяч, в 2006-м убытки составили 660 тысяч, в 2007-м опять вышли на прибыль в размере 780 тысяч, в 2008-м – 80 тысяч.

Прошлый год был не самым удачным. Молоко закупали по высоким ценам, а рынки уже падали. Наше предприятие практически проспонсировало крестьянские хозяйства на полтора миллиона евро. Продать всю произведенную продукцию мы не смогли. Молочный порошок, составлявший значительную часть продукции, остался на складах и был реализован только в начале 2009 года. К июлю 2008 года на мировом рынке цены на молочные продукты были настолько высоки, что стало выгоднее покупать всевозможные заменители. А тут еще в мусульманских странах начался праздник Рамадан, в период которого туда ничего продать невозможно. В отрасли начался застой, который продолжался до февраля нынешнего года. На местном рынке он по инерции начался несколько позже, ситуация стала ухудшаться с нового года.

Цены пошли вниз. В первые месяцы 2009 года молочная отрасль была убыточной. Нашей реакцией стал выпуск новой “экономичной” линии продуктов Gotiтa в простой упаковке, с более низкой себестоимостью, без особой маркетинговой поддержки. В результате наши продажи в тоннах примерно те же, что и в прошлом году, правда, в денежном выражении они меньше. Кроме того, закупки молока у местных крестьян не только не снизились, но за первое полугодие даже выросли на 0,8%. С мая началось оживление на глобальных рынках, и в последние месяцы уже можно говорить о прибыли.

Тут самое время упомянуть и о расходах. Свыше 50% наших затрат приходится на сырье, то есть закупки молока. Далее следуют энергоресурсы, зарплата и тара – на каждую из этих расходных статей приходится по 5-10% в общем объеме затрат. Уровень зарплаты в расчете на человека мы решили не снижать, стараемся оптимизировать расходы за счет цен на поставки сырья. Но глобальные трудности сказались на количестве рабочих мест. Раньше на предприятии трудилось 450-480 человек, сейчас – от 330 до 350. Но те, которые остались, зарабатывают даже больше, чем в прошлом году. О стабильности предприятия говорит ликвидность – насколько хватает денег для покрытия краткосрочных долгов. У нас этот показатель близок к единице, то есть в течение года мы способны полностью рассчитаться со всеми своими дебиторами.

Для развития бизнеса, повышения эффективности производства, конечно же, привлекались и продолжают привлекаться банковские кредиты, у нас есть нормальная кредитная линия, деньги идут на модернизацию производственных процессов. Сохранить хорошие отношения с банками удалось потому, что в последние годы мы не делали дорогих закупок и не злоупотребляли возможностями кредита.

Насыпьте арабам молочка

Предприятие выпускает все, что только можно сделать из молока: кефир, сметану, йогурты, творог, сыр, сливки и сливочное масло, мороженое. Это могут предложить и другие производители. Но один продукт в ассортименте Valmieras piens занимает особое место. Важнейшая статья экспорта – индустриальные молочные порошки. Они предназначены для стран, где корову не заставишь есть песок в пустыне – например, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания. На экспорт приходится около 30% оборота.

Планы на будущее – очень конкретные и ясные. Во-первых, оно будет очень хорошим. Спрос на продукцию есть, и надо только инвестировать средства, чтобы сделать производство более эффективным. Во-вторых, наши главные планы связаны с экспортом. Внешний рынок, в отличие от внутреннего, неограничен. Основным экспортным продуктом, конечно, остается сухое молоко, которое может храниться более года. Но кроме него за рубеж поставляются также сметана, йогурты, сыры – продукты, которые после доставки могут храниться полтора-два месяца. В течение года нам надо довести долю оборота от идущей на экспорт продукции до 50%.

Публично говорить о географии экспорта – значило бы выдать секреты фирмы. Можно сказать, что с Россией мы особо не работаем: нас настораживают постоянная девальвация рубля и бесконечная смена таможенных и иных правил. Часть продукции идет в Среднюю Азию и Ближний Восток – например, молочный порошок закупает Узбекистан, те же Эмираты и Иордания.

На глобальных мировых рынках мы конкурируем с предприятиями из Америки, Австралии, Новой Зеландии, Аргентины, европейских стран. На внутреннем рынке наш главный конкурент – торговая сеть Maxima, которая является плацдармом литовских производителей. Из латвийских конкурентов можно назвать Rоgas piena kombinвts, Tukuma piens. Может быть, еще Rоgas piensaimnieks.

Труднее или легче стало конкурировать? С рынка никто не ушел, скорее – наоборот. В бизнесе говорят не “трудно или легко”, а “выгодно или невыгодно”, “прибыльно или убыточно”. В некоторых традиционных сегментах рынок стал для нас убыточным и, следовательно, неинтересным. Будем думать.

Какая поддержка нужна отрасли

Что можно сказать о положении в отрасли? Да ведь тут самый большой игрок – это Евросоюз со своими идеями, как ее нужно развивать. И он действует как будто назло, увеличивая объем производства молока в странах Западной Европы. Наши производители по сравнению с другими странами Европы получают меньше субсидий. Продукта становится больше, он становится все дешевле. До какой степени это будет продолжаться, непонятно. Пока ситуация выглядит не очень хорошо. Я знаю, какова себестоимость молока у “правильных” фермеров, не у тех, которые набрали кредитов, а которые просто нормально работают. Тот уровень закупочных цен, которые мы можем им предложить, покрывает их затраты, но не прибавляет возможности развиваться и желания работать.

Тем не менее так или иначе трудности ведут к “эффективизации”. Продвинутые хозяйства будут снижать себестоимость молока. Но снижать из-за этого закупочные цены не стоит.

Хороших фермеров, которые работают в соответствии с современными критериями бизнеса, надо поддерживать. В свое время, после массовых крестьянских демонстраций в Риге, я говорил Годманису, что поддержку надо оказывать относительно крупным хозяйствам, в которых имеется хотя бы 50 коров. Именно так лет 10 назад поступили в Эстонии. Теперь в среднем на эстонской ферме 80 коров (есть и фермы, где коров больше тысячи), а во всей Эстонии – много хорошего молока. В Литве на ферме в среднем 4 коровы, в Латвии – 10.

У нас же пошли на меры, которые не назовешь иначе как популистскими. Субсидии решили раздавать всем хозяйствам, независимо от их размера. А какой толк? Если в хозяйстве одна корова, то молоко оно производит для своих собственных нужд, но никак не на продажу. А ведь фермерство – это тот же бизнес. Деньги нужны фермеру, чтобы помочь ему заработать еще больше денег, а не для создания какой-то культурной среды, на которую при должном содействии он и сам способен заработать.

Целевая помощь очень желательна для развития экспорта. И нашему предприятию удалось ее получить. Но это европейский кредит, выделяемый на поддержку экспорта в третьи страны, то есть не являющиеся членами Евросоюза. Эти деньги лишь покрывают разницу между себестоимостью нашей продукции и очень низкими ценами глобального рынка.

Существует еще одна программа содействия бизнесу – возврат части инвестиций (20-40%) после реализации какого-либо проекта. Заранее получить эти средства невозможно, хотя так было бы значительно удобнее: мы бы на них закупили технику, дали работу людям, установился бы денежный поток, и мы бы нашли возможность отдать выделенную сумму. Но нет. Чиновники, которые распределяют эти европейские деньги (в нашем случае из структур LAD – Lauku Atbalsta dienests), ни за что не дают их вперед.

Но можно говорить о реальной поддержке на самом высоком уровне. Это показал недавний визит президента Латвии в Азербайджан. Это была хорошая идея, чтобы вместе с ним туда поехали представители деловых кругов. Во время пребывания в этой стране нам удалось установить прямые контакты с возможными клиентами, и сейчас уже речь идет о контрактах. Латвию надо как можно больше рекламировать во всем мире. А это – задача и президента.

Владимир ОРЕХОВСКИЙ


Написать комментарий