Не губите, мужики, не рубите! 24

"Собирайте подписи, устраивайте митинги", – призвал горожан бороться против вырубки леса в пригородной полосе мэр Даугавпилса Янис Лачплесис.

Жители Ругели были весьма озадачены, выяснив, что в окрестностях микрорайона ведется вырубка леса. Причем, рубили и днем, и ночью. И они забили тревогу. На нее моментально отреагировала Городская дума во главе с мэром Янисом Лачплесисом. Гордума совместно с думой Даугавпилсского края подготовили письмо для AS Latvijas valsts meži, депутатов парламента и в соответствующие министерства с требованием прекратить вырубку. По мнению городского и краевого самоуправлений, такая хозяйственная деятельность на территории лесного защитного пояса может только навредить. Однако в Latvijas valsts meži придерживаются иного мнения. Там считают, что каждая дощечка, изготовленная из вырубленных сосен и других деревьев, пойдет на улучшение благосостояния всех жителей Латвии. При этом успокаивают тем, что вырубается не весь лес, а выборочно. И обещают до весны вырубить вокруг Даугавпилса 110 гектаров леса. По мнению Latvijas valsts meži, вырубки позволят расти новым деревьям.

То, что после пищевой промышленности лесная отрасль в Латвии является крупнейшей, спору нет. Она действительно дает экономике страны около 20% добавленной стоимости. Предприятия ежегодно производят продукцию на сумму 1,1 млрд латов. В лесной и смежных отраслях работает более 80 000 человек, в этой сфере занято около 1200 фирм. Но другой вопрос – где вырубать и добывать древесину. В окружающей среде нет для нас ничего ненужного. Как известно, деревья вырабатывают кислород. А сегодня при огромном количестве выбрасываемых в атмосферу вредных веществ дышать становится все тяжелее, согласитесь. Кроме того, закон о защитных поясах оговаривает, что они нужны для обеспечения необходимых условий для отдыха и поправки здоровья населения. Каким может быть отдых в месте, где одни пеньки вокруг трех сосен?

А началось все с того, что в прошлом году Федерация деревообработчиков обратилась к правительству с просьбой увеличить квоты на вырубку государственного леса. Основанием для такой просьбы послужило то, что в частных лесах заметно уменьшились объемы заготовки древесины.

В общем, настойчивость деревообработчиков увенчалась успехом. Подстегнул, видимо, политиков бушевавший вовсю кризис. И 23 декабря прошлого года правительство приняло решение увеличить объем вырубки государственного леса на 4 млн кубометров в 2009 и 2010 годах. Поправки были разработаны согласно закону о лесе резолюцией премьер-министра от 4 декабря 2008 года и по предложению Латвийской федерации деревообработчиков. Против увеличения объемов вырубки выступило латвийское общество орнитологов. Но к этому мнению не прислушались. Но дело даже не в этом. Вопрос состоит в том, почему стали вырубать лес в окрестностях города? Ответ на этот и другие вопросы представители Latvijas valsts meži должны были дать в минувший вторник. Однако встреча с жаждущими все досконально выяснить городскими журналистами не состоялась. По той простой причине, что “лесовики” не явились. Поговаривают, что их очень оскорбило письмо в Сейм и министерства, отправленное городской и краевой думами. В Latvijas valsts meži сей факт отрицают. Говорят, что это Дума отменила встречу. Якобы из-за сильного мороза. Но насколько известно, во вторник дума (и та, и другая) работали в обычном режиме. При этом журналистам обещано, что в новом году их отвезут на места вырубки леса и все подробно объяснят. А встреча мэра с представителями Latvijas valsts meži все же состоялась. И, как отметил  Янис Лачплесис, во многих вопросах мнения совпадают. Но вот в главном – нет.

Сегодня жужжания пил и гула машин под Ругелями не слышно. Но это не значит, что Latvijas valsts meži отказались от своих планов. Поэтому мэр и предлагает горожанам активизироваться, чтобы в пригородной зеленой полосе не образовывались многокилометровые делянки из пеньков.

Надо отметить, что уведомление о вырубке Городская дума получила в прошлом году. Речь шла как о лесах, находящихся в черте города, так и на территории некоторых волостей. Тогда-то и был подписан совместный договор самоуправлений о том, что эти леса должны стать охраняемой зоной, и направлен в соответствующие министерства. Этого вполне должно было хватить, чтобы зеленую зону никто не трогал. Но в июне этого года в закон была внесена поправка – охраняемой территория может стать только тогда, когда она будет внесена в территориальный план. В чем, казалось бы, проблема? А в том, что изменение территориального плана (тем более в разных самоуправлениях) – достаточно долгая, требующая согласований, проверок и утверждений процедура. В общем, как всегда, бюрократия на волне. Лесорубы же тем временем бойко взялись за дело. Техника у них современная, мощная. А фары светят так, что вырубкой они могут заниматься и в ночное время. О чем говорят не без гордости.

Игорь АМЕЛЬКА

Комментировать 24