Выжил один ребенок из десяти 11

Фашисты уничтожали будущее народа – его детей: 90 процентов малолетних узников погибли в концентрационных лагерях. В Латвии уничтожено 39 835 детей, в том числе в Саласпилсе - 7000, в Рижской центральной тюрьме убито более 2000 детей, отобранных у родителей.

Эти скорбные цифры взяты из “Книги памяти”, подготовленной Людмилой Николаевной Тимощенко, профессором председателем организации бывших малолетних узников.

- Мы собрали свидетельства оставшихся в живых до нашего времени шестисот жертв, назвали их поименно, – говорит  Людмила Тимощенко. – Сегодня, когда идет пересмотр истории, когда осуществляется попытка подредактировать ее в своих интересах, а не в интересах человечества, важно опираться на свидетельства людей, которые были невольными участниками тех трагических событий. Война прошла через наши сердца и судьбы, оставила рубцы на всю оставшуюся жизнь.

Людмила Николаевна Тимощенко уверена, что если бы бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга познакомилась с показаниями чудом выживших заключенных Саласпилсского лагеря, то она вряд ли решилась назвать его воспитательным. А если попало в руки экс-главы государства письмо рейсфюрера СС Гиммлера штурманнфюреру СС Ланке от 11 мая 1943 года, то доктор психологии не дочитала его до конца. Там написано: “В Остланде, в Саласпилсе, находится наш лагерь трудового воспитания. Этот лагерь практически является концентрационным лагерем”. Что подтверждается несколькими фотографиями, опубликованными в “Книге памяти”. Приводятся факты смертельных опытов фашистских врачей над детьми.

Вчитываясь в страницы, находишь имена знакомых людей. Они никогда не рассказывали о своем прошлом, не говорили, что здоровье у них отняла война. О том, как она сказалась на ровесниках, Людмила Николаевна Тимощенко провела обследование и обобщила сведения в своем докладе “Вторая мировая война и ее влияние на здоровье детей”. Эта работа ученой из Даугавпилса была зачитана на форуме в Южно-Сахалинске, куда наша землячка не смогла поехать из-за обострения болезни.

Главным трудом своей жизни профессор считает не диссертации, а фундаментальную книгу “Дети и война”. Потратив на издание свои деньги, автор за десять лет так и не смогла реализовать весь тираж – 4,5 тысячи экземпляров. Полторы тысячи лежат невостребованными.

Комментировать 11