Если бы пушки заговорили 10

Орудия в придачу дому

История с внезапным исчезновением 31 августа двух пушек, установленных у подъезда здания в крепости, лишилась, вроде бы, криминальной окраски. Уже хотя бы потому, что стало известно после переполоха «крепостных» и туристов: многотонные стволы увезены фирмой «Шафранс» для реставрации.

Спустя короткое время управляющий крепостью  Янис Дукшинский уточнил для любознательных, а таких оказалось много, что реставрироваться будут не пушки, они в том не нуждаются, а бетонные постаменты под ними.

Но, оказалось, и это не совсем так. Окончательную ясность, хотелось бы верить этому, внесла инспектор по охране памятников Валентина Смертьева. Пушки, сказала она, убрали с глаз подальше, на склад фирмы, только там раритеты будут в полной сохранности. И вообще, оставлять грозное в ХIX веке оружие на прежнем месте или транспортировать их в другое – частное дело фирмы «Шафранс».

- Она купила у государства семь зданий, а также прилегающие к ним участки земли, а также все, что на ней находится, – сказала нашему порталу Валентина Смертьева. – Если, например, вы купили дом, а там есть лес, то он будет собственностью приобретателя.

- Но разве лес можно приравнять к старинному орудию?

- Пушки не стоят на учете, они никак не были переняты у советского военного училища. Если бы оно забрало пушки, как сделало с танком и самолетом, то их бы у нас не было. А поскольку они их поставили, вот они и стоят.

- Из-за чьей-то халатности, по недоразумению, артефакты стали собственностью покупателя здания. Это разве нормально?

- А что вы меня об этом спрашиваете, посмотрите лучше законодательство.

- А где гарантии, что пушки вернутся на свои обновленные постаменты в целости и сохранности?

- 1 сентября фирме «Шафранс» направлено из Резекне, где находится региональный инспектор охраны памятников, письмо. Сегодня только 6 сентября. «Шафранс» должен нам ответить. Потом мы их проверим.

- Но, позвольте, если ведется такая переписка, то существуют какие-то ограничения для подобных новохозяев старины. Логично было бы для неожиданных собственников артиллерии перед ее перемещением поставить в известность вашу инспекцию и о том, где и как она будет храниться. А тут все делается, извините, постфактум, если не сказать порезче.

- Мы ведем контроль, это входит в наши обязанности. В том числе и следить, чтобы пушки не продали. После того, что случилось, мы рассматриваем вопрос о включении этих объектов, как вновь открытых ценностей, в список памятников. Будет ли так, сказать пока нельзя, потому что это длительный процесс. Это огромная работа, специалисты определят, можно ли считать эти пушки памятником индустриального наследия, охраняемого государством или нет. И только после всего этого список утверждается депутатами Сейма. Кстати, на территории Латвии есть пушки более ценные – ХYII века. А в нашем случае сохранились только стволы, ничего другого нет..

Техника может все: за пять минут поднять и увезти

Дальше, у другого источника, удалось выяснить, что вывоз на склад «Шафранса» дорогостоящего тяжелого украшения у подъезда продиктована тем, что воровство в крепости если не процветает, то и не выводится. «Шафранс» уже пострадал: у него украли чугунного литья старинное ограждение лестницы в доме. Весит оно не одну сотню килограммов. У другой строительной фирмы зимой исчез, и не могут найти ковш экскаватора. Лежал у всех на виду, кто-то положил на него глаз – и больше трехсоткилограммовой железки нет.

Скажем, возвращаясь к инциденту, когда жители крепости проявили похвальную бдительность, не найдя пушки на месте, стали бить в колокола, что к людям не проявили элементарного уважения. Поставь на опустевшем месте табличку «Экспонат отравлен на хранение», никакого беспокойства не было бы. Оно и без того проявляется отдельными личностями и коллективно в письмах в инспекцию охраны памятников. Нерадивым хранителем называется и другой собственник – Агентство государственной недвижимости. Чаще других упоминаются Михайловские ворота, у входа в которые из укрепления выпали сотни тесаных камней. Часть их можно видеть на виллах состоятельных людей города в Стропах, Погулянке.

Поскольку нас интересуют памятники-орудия, то мы обратились к руководителю Даугавпилсского филиала Агентства госнедвижимости Айне Чаплинской.

- У нас 27 объектов, их охрану несет частная фирма, – сказала г-жа Чаплинская. – Возможно, учитывая большую территорию, на которой расположены объекты, нужно было бы иметь большее количество сторожей. Но на это нет средств. Помогают регулярные патрули муниципальной полиции.

Будем надеяться, что они обеспечат безопасность главного памятника цитадели, установленного в честь войны 1812 года – фонтана из трех пушек в центре парка. И еще одной – у бывшего штаба гарнизона.

Управляющий крепостью Янис Дукшинский заверил, что появление во все большем количестве видеокамер, которые установлены или устанавливаются самоуправлением или строителями разных фирм, начиная с «Биндерса», позволит сберечь памятник архитектуры и воинской славы.

Комментировать 10