Холмогоров: «делать как в России» — это предоставить автономию Латгалии 18

Хотя русских в России в процентном отношении больше, чем латышей в Латвии. У нас есть национальные автономии.

«Сделать, как в России» для Латвии сегодня значило бы предоставить статус автономии для Латгалии». Об это в интервью «Вести Сегодня» заявил российский публицист, политический деятель, националист, главред «Русского Обозревателя» и «Новых Хроник» Егор Холмогоров, попутно объясняя разницу между латышским и русским национализмом.

С тех пор как русский национализм два года назад громко заявил о себе на Манежной площади, он на глазах становится весомой политической силой. На это часто кивают националисты латышские – "посмотрите, как в России". Перед референдумом дошло до того, что глава латвийского МИДа посоветовал "читать статьи Путина", мол, там тоже о едином госязыке. Опять же отношение самих русских националистов к референдуму оказалось неоднозначным (см. врезку). Чтобы расставить точки над "i", мы решили получить информацию "как в России" из первых рук. Знакомьтесь, Егор Холмогоров, один из ведущих идеологов современного русского национализма и авторов идеи национал-демократии. Наш референдум он поддержал однозначно и безоговорочно.

- Референдум – это чрезвычайно ценный опыт, русские использовали рычаги демократии в своих интересах. А ведь столетиями и наши консерваторы-охранители, и западные советологи распространяли миф: "русские органически не способны к демократии". А тут крупная русская община оказалась способна самостоятельно инициировать референдум о языке и получить на нем вполне приемлемый результат.

- Считаете его приемлемым?

- А почему нет? Демократия – это столкновение интересов и поиск компромисса. Но чтобы компромисс был найден, надо уметь сделать "чрезвычайную" заявку – в данном случае заявку на госязык. Надеюсь, теперь русским в Латвии удастся легче добиться более скромных целей – отразить наступление на русские школы, добиться статуса регионального языка. Главное – стало понятно, что политические процессы в Латвии не могут игнорировать мнение русских.

Второй плюс: русским в России показали, что демократия – это "штучка", работающая не только в пользу западноевропейцев. Что и наш народ может защищать свои права, используя демократические механизмы. Такого же мнения придерживаются и мои коллеги, формирующие сейчас национально-демократическую партию – Константин Крылов, Владимир Тор и другие.

Что до странных лиц, возглавляемых г-ном Широпаевым, по недоразумению пытающихся присвоить себе наименование "национал демократов": Какие же они русские националисты, раз поддерживают латышских этнократов? И какие же они демократы, раз не признают за русскими Латвии права пользоваться демократическими инструментами? Широпаев и компания – это национал-фашисты, причем не русские, а "прибалтийские". Впрочем, их вес столь же ничтожен, как, к примеру, Новодворской. Так что переживать из-за их заявлений не стоит.

- Латвийские политики стали кивать на Россию. Мол, разве Путин не пишет: "Русский народ является государствообразующим. Миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой… общими ценностями". Заменить русских на латышей и… Опять же ваш коллега Крылов пишет о зависти к латвийскому опыту построения государства.

- Спору нет, латвийская и эстонская этнократии сильно повлияли на развитие русского национализма в России. Нам наглядно показали, что можно без оглядки на западные стандарты проводить жесткую этнократическую политику. Но латвийские политики лукавят. Во-первых, об ультраэтноцентризме, который стал нормой для Латвии, в России речь идти не может. Хотя русских в России в процентном отношении больше, чем латышей в Латвии. У нас есть национальные автономии. "Сделать, как в России" для Латвии сегодня значило бы предоставить статус автономии для Латгалии.

Не обязательно делать "как в России", но если латыши хотят, чтобы Латвия не воспринималась русскими как "тюрьма народа", чтобы русские были кровно заинтересованы в ее существовании как независимого государства, то его нельзя строить на дискриминации и мифе об "оккупантах". На миф можно ответить другими мифами – "мы им заводы строили", "пособники нацистов", "еще Петр I…", "еще Иван Грозный…", "еще Ярослав Мудрый". В войне политических мифов нынешняя РФ уж точно не слабее Латвии. А в плане экономической привлекательности – для русскоязычных уж точно – Россия уже ее превосходит. Единственный по настоящему конкурентоспособный товар Латвии – это демократические процедуры, правовые гарантии и т. д. Для своих граждан Латвия гораздо более демократическая и правовая страна, чем Россия для своих. Но однажды положение может измениться и Россия станет для русских таким же, а то и более демократичным государством. Возможно, и для латышей. И тогда антирусская заточенность латвийской государствености Латвии окажется для нее серьезным минусом.

- Постойте, вы говорите о незащищенности русских в России?

- Именно. И это второе – и главное – отличие русского национализма от латышского.

Парадокс, но именно русские в РФ оказались сегодня в неравноправном положении. Остальные народы имеют национальные автономии, за ними закреплены разные привилегии, их дотирует федеральный центр. За счет кого? За счет русских регионов. И одновременно в эти регионы идет массовая миграция: и внешняя – из Средней Азии, и внутренняя – с Северного Кавказа. Мигранты, опираясь на свои архаичные диаспоры, плюют на закон, постоянно совершаются убийства, изнасилования, грабежи. А полиция дела по этнопреступлениям спускает на тормозах.

- Почему?

- Тут и коррупция, и давление самих диаспор, и просто выработавшаяся у властей РФ установка на гиперполиткорректность ко всем, кроме русских. Путин постоянно воспроизводит этот страх, говоря: если мы будем недостаточно внимательны к меньшинствам, они разбегутся, страна развалится. И вот следствие: русский совершает преступление против нерусского – ему грозит обвинение в разжигании межнациональной розни и утяжеление наказания. Нерусский против русского – дело часто вообще пытаются замять.

В последнее время наметилось мощное движение, которое настаивает на восстановлении равноправия русских. Оно показало свою силу 11 декабря 2010 года на Манежной площади. Но заметьте, речь именно о равноправии, о фактическом равенстве перед законом граждан, об уравнении статуса и финансирования русских и национальных регионов. И борьба за конституционное признание государствообразующего статуса русского народа – это, как ни парадоксально, борьба не за привилегии русских, а за устранение нынешней дискриминации.

Сегодня даже Виктор Алкснис, когда-то интерфронтовец, стал фактически национал-демократом и говорит: 14 из 15 республик бывшего СССР стали национальными государствами титульных народов. Только РФ не стала. Несправедливо!

- А в чем заключается концепция национал-демократии?

- Россия должна быть национальным государством русского народа. Русский народ должен управлять им при помощи демократических процедур, не отчуждая свой суверенитет в пользу авторитарных правителей. Именно эти правители – сначала империи, потом СССР, потом постсоветские диктаторы начиная с Ельцина – делали все, чтобы уменьшить власть русских в России и увеличить влияние иноэтнических групп. Включая даже содействие историческому расколу русского народа на три политические нации – русскую, украинскую и белорусскую.

Русский народ – народ европейский по облику, культуре и менталитету, по развитому личностному сознанию. Это народ, остро нуждающийся именно в развитии правовых институтов для защиты своего человеческого достоинства. Наконец, русскому народу нужно дать пожить нормальной человеческой жизнью, пусть даже кто-то назовет ее бюргерской и обывательской. Хватит разменивать его жизни на имперские авантюры. Нет, мы отказываемся от исторических амбиций русского народа. Но это должны быть именно русские амбиции, а не амбиции империи, которая за наш счет "выкармливает" малые нации, потом вырывающиеся на "свободу" и кусающие нас же. "Имперцы" мыслят в парадигме: вы все про колбасу трындите, а надо звездолеты строить. Но величие является частью мироощущения сытого общества. Величие голодного общества, как правило, весьма непрочно.

- В феврале вы были на встрече с Путиным – насколько он готов обсуждать такие идеи?

- Пока не слишком готов. Он не понимает даже требований внесения в конституцию поправки о государствообразующей роли русского народа. Но Путин вообще идеологически отстает на несколько лет от передовых рубежей русской идеологической мысли. Он сейчас где-то в районе 2006 года – мои тогдашние мысли ему бы сейчас подошли. Но, надеюсь, дозреет. Сегодня это единственный шанс сохранения преемственности власти в России при нынешней турбулентности. Потому что неприятие авторитарного коррумпированного правления реально нарастает не по дням, а по часам.

- Ваш коллега Крылов пишет, что российской власти даже выгодно иметь униженных русских в Балтии – для примера России…

- Не буду с этим спорить. Запугивание нас прибалтийскими режимами, разработка концепции "прибалтофашизма", тема экономических проблем Латвии – это важные вопросы во внутрироссийской пропаганде. И понятно, что факты, не укладывающиеся в эту концепцию, к примеру карьера Нила Ушакова, оказываются "неудобными" для стратегии, где главный аргумент "а зато у вас негров бьют". Разумеется, и сейчас есть люди и инициативы, работающие на реальное улучшение положения русских в Латвии. Но в общем и целом вариант "негров бьют" современные элиты РФ устраивает. Русский вопрос для них зачастую просто рычаг для продавливания своих интересов в экономических, а то и коррупционных делах с латвийскими элитами.

Вообще успешная русская община в Латвии – это нож под ребра концепции, что русские в этом мире могут рассчитывать только на место второсортного народа-цемента в авторитарной конструкции современной России. Поэтому чем успешнее будет развиваться борьба за права русских в Латвии, тем больше шансов, что права русских в самой России будут уважаться, а наши демократические свободы расширяться. А это, делая РФ более привлекательной для жизни страной, вынудит и власти Латвии менять свое отношение к русским.

- Как бы вы сформулировали стратегию России в отношении соотечественников за рубежом?

- Очень просто. Первое: качество жизни всех русских в мире должно неуклонно повышаться. Второе: русские люди по возможности должны интегрироваться в одно государство. Но первое – абсолютная цель, второе – относительная. Поэтому национал-демократы за максимально тесную интеграцию России, Украины и Белоруссии. А вот ирредентистская политика по отношению к Латвии была бы абсурдом. Именно потому вызовет противостояние и бесконечно понизит уровень жизни русских и в Латвии, и в России (военные расходы, международные санкции и т. д.). Поэтому национал-демократическая Россия будет заинтересована в предельно добрососедских отношениях с Латвией, в увеличении свободы передвижения и трудоустройства, в атмосфере конфронтации. Короче, в исчезновении "серых зон" во взаимоотношениях двух стран.

СПРАВКА

Егор Холмогоров – публицист, политический деятель, русский националист, главный редактор сайтов "Русский обозреватель" и "Новые хроники". Автор книг "Русский проект: Реставрация будущего" (2005), "Русский националист" (2006), "Защитит ли Россия Украину?" (2006). 6 февраля принял участие во встрече политологов с Владимиром Путиным (помимо него в ней участвовали Наталья Нарочницкая, Вячеслав Никонов, Глеб Павловский, Михаил Леонтьев и другие известные люди).

МНЕНИЯ о референдуме

против

"Что означает в Латвии русский язык как второй государственный? А это значит, что совки, понаехавшие в Латвию за годы советской оккупации, могут позволить себе оставаться совками, принципиально не желающими ментально и психологически интегрироваться в Европу, в западный образ жизни. Это значит, что у них будет законное право не знать и презирать латышский язык, "положить болт" на латышскую культуру и саму Латвию, в которую они когда-то приехали просто как в одну из провинций необъятной красной империи. Русский язык для них – всего лишь средство сохранения своей совковой идентичности".

Алексей Широпаев, русский националист, неоязычник.

за

"Сейчас то обстоятельство, что русские так или иначе угнетены или хотя бы в чем-нибудь ущемлены во всех постсоветских государствах, играет на руку исключительно кремлевской администрации. Которая на любые разговоры о правах русских в России отвечает – "а вас везде бьют и угнетают, и особенно в цивилизованных европейских странах". И кивает на Балтию. Так вот, нам как раз желательно, чтобы русские за пределами России жили как можно лучше. Чтобы было на кого показывать пальцем". 

Комментировать 18