«Первородный грех» белорусской экономики

Белорусская экономика сегодня находится в ситуации, которую экономисты называют «первородным грехом». Она присуща большинству развивающихся экономик мира и подразумевает положение, при котором бизнес не имеет возможности долгосрочно одалживать средства по фиксированным ставкам в национальной валюте, что провоцирует кредитование в иностранной валюте.

Другими словами, банки привлекают валютные средства по относительно низкой ставке из-за рубежа, а кредитование национальной экономики осуществляют по более высоким ставкам в местной и иностранной валютах. Также это приводит к возникновению валютного несоответствия, когда валюта кредита, который привлекают белорусские предприятия, не совпадает с валютой, в которой они получают доход.

В ситуации с фиксированным или относительно стабильным валютным курсом риски реального сектора невелики. Однако в случае девальвации или ожиданий девальвации риски компаний значительно увеличиваются. А как известно, все свои риски бизнес обычно закладывает в цену товара или услуги, что провоцирует ее рост.

Посмотрим, насколько интенсивно росло кредитование белорусской экономики в иностранной валюте в 2011 и 2012 годах.

Кредитование экономики в иностранной валюте, в миллионах долларов Прирост кредитования экономики в иностранной валюте, в миллионах долларов

По итогам 2011 года в белорусскую экономику поступило на чистой основе $578,5 млн кредитов в иностранной валюте. За девять месяцев 2012 года этот прирост составил $2,385 млрд.

С другой стороны, белорусские банки привлекли из-за рубежа за девять месяцев 2012 года только $1,803 млрд. Можно предположить, что недостающие $582 млн банки одолжили из своих собственных средств.

Такая интенсивная накачка экономики валютными кредитами может в дальнейшем угрожать установившейся макроэкономической стабильности. Если на начало 2011 года доля кредитов в иностранной валюте в общей массе кредитов экономики составляла всего 21%, то по состоянию на 1 октября 2012 года она выросла до 42,3%.

В то же время издержки предприятий в национальной валюте постоянно растут из-за гонки роста зарплат к $500 и удорожания материальных затрат. При практически стоящем курсе экспортоориентированные компании вынуждены либо повышать цены на свою продукцию и терять конкурентоспособность, либо сокращать до минимума свою прибыль. Так или иначе, это не способствует повышению платежеспособности таких компаний.

Таким образом, возникает опасный порочный круг: предприятия могут одалживать средства на долгосрочный период по приемлемым ставкам только в иностранной валюте, банки не могут привлечь достаточно средств из-за рубежа и используют для валютного кредитования свои собственные средства, рост издержек в белорусских рублях при относительно стабильном курсе сокращает прибыль экспортоориентированных компаний в валютном эквиваленте, в связи с этим для выплат по ранее взятым валютным кредитам компании берут новые валютные кредиты.

В еще худшем положении находятся предприятия, ориентированные на внутренний рынок. Своевременно гасить свои обязательства они могут при относительно неизменном курсе белорусского рубля или даже его укреплении. В случае даже незначительной девальвации они могут оказаться неплатежеспособными.

Как скоро и чем закончится эта валютная накачка, покажет время. А пока Нацбанк стоит перед дилеммой: либо ослабить курс и облегчить жизнь экспортерам, но при этом ударить по предприятиям, ориентированным на внутренний рынок, либо держать курс стабильным, но при этом предприятия будут все плотнее «подсаживаться» на инъекции валютных кредитов.

 

Комментировать