Наш город: История одного памятника 7

В День памяти жертв Второй мировой войны, мы с огромной благодарностью вспоминаем всех, кто в далеком 1945-м отдал свою жизнь за то, чтобы на нашей земле наступил мир.

В окрестностях Даугавпилса находятся десятки тысяч воинских захоронений, и уже многие годы энтузиасты не прекращают поиск останков тех, кто до сих пор числится среди без вести пропавших.

Сквер Славы

В начале войны большие потери понес 200-й бомбардировочный полк, которому посвящена стела в Сквере Славы.

На Братском кладбище на улице 18 Новембра стоят скромные памятники на могилах, в которых похоронены летчики этого полка, погибшие в первые дни Отечественной войны. Среди них – экипаж старшего лейтенанта Петра Павловича Артюхина, отца летчика-космонавта Юрия Артюхина. Спустя без малого 30 лет после гибели отца сын накануне полета в космос узнал, что в болоте под Малиновкой  в 1974 году даугавпилсские поисковики нашли останки старшего лейтенанта Петра Павловича Артюхина и члена его экипажа, стрелка-радиста старшего сержанта Андрея Николаевича Добромыслова, погибших  7 июля 1941 года.

На траурную церемонию перезахоронения останков в наш город приезжали близкие летчикам люди: старший сын Артюхина – летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза полковник Юрий Петрович Артюхин – с сыном Сергеем и жена Артюхина Анна Васильевна, брат и сестра Добромыслова, однополчане погибших.

Все, кто знал Петра Павловича Артюхина, вспоминали его честность, прямоту, а еще – его удивительную любовь к летной службе, повышенное чувство ответственности за дело.

Родился Петр Павлович в 1904 году на Волге, в простой крестьянской семье. Учился в школе, но недолго: когда семья переехала в Подмосковье, пошел работать на завод. Днем работал, вечером учился на рабфаке. Учился легко и с удовольствием. А когда наступила пора, ушел в Красную армию. Он всегда считал себя счастливым человеком – ему везло на встречи с хорошими людьми и верными товарищами. Они-то и уговорили Петра пойти в авиацию. В тридцатых годах, в счет партийной тысячи, его направили в Качинскую школу военных летчиков. Летом 1939 года на реке Халхин-Гол японцы спровоцировали вооруженный конфликт – Артюхин двадцать раз водил в бой отряд бомбардировщиков. Как память о тех боях на его груди горел орден Красной Звезды. Именно по этой награде спустя десятилетия даугавпилсские поисковики и узнали, кому принадлежали найденные ими останки. 

…7-го июля 1941 года был получен приказ о бомбардировке немецкой мотоколонны на трассе под Даугавпилсом. Бомбардировщики должны были идти на задания под прикрытием истребителей, но потери советской авиации в первые дни войны были столь громадны, что самолеты отправлялись в полеты без всякой защиты, фактически на верную смерть. И летчики знали об этом, но шли в полет, потому что есть такая профессии – «Родину защищать».

В тот день эскадрилья подошла к цели и, преодолев зенитный огонь, сделала первый заход. Бомбы с наружной подвески накрыли врага. На развороте из-за облаков выскочила шестерка «мессеров». Одна очередь угодила в левую плоскость самолета Артюхина, другая – в фюзеляж, последняя очередь… – и горящий самолет врезался в болото.

В небе над городом

Близ Даугавпилса стоит памятник, надпись на котором гласит: «В районе Даугавпилса 30 июня 1941 года экипаж младшего лейтенанта П.С. Игашова совершил первый в истории Великой Отечественной войны таран на бомбардировщике».

Всего же над нашим городом в годы войны было совершено три наземных тарана. Трое летчиков повторили подвиг Гастелло. Вот их имена: рязанец Петр Степанович Игашов, ленинградец Леонид Васильевич Михайлов, и летчик из Татарии Константин Шуравин. 18 июня 1941 года Петру Игашову исполнилось 26 лет. Он родился на Рязанщине в селе Бетино Касимовского района. Когда ему было 4 года, не стало отца. Мать, безграмотная крестьянка, одна воспитывал пятерых детей, и все ребята выросли честными и трудолюбивыми людьми.

Петр закончил школу, педагогический техникум, стал работать учителем у себя на родине. В 1937 году поступил в Военно-морское авиационное училище.

30 июня 1941 года младший лейтенант Пётр Игашов в составе девятки под командованием капитана Челнокова вылетел с заданием уничтожить понтонный мост в районе Даугавпилса. Прикрытия истребителями, как обычно, не было...

На цель бомбардировщики зашли в 14 часов 25 минут. Задание было выполнено – мост был уничтожен. При возвращении на свой аэродром они были атакованы фашистскими «мессерами». Ведущий группы принял решение сомкнуть строй и уходить на бреющем. Экипажу Игашова удалось сбить один самолет немцев. Но в это время они сами попали под очередь. Загорелся левый мотор, бомбардировщик Игашова стал терять высоту. Немцы кинулись его добивать. Тогда Игашов довернул свой самолёт им навстречу и правым крылом снёс хвостовое оперение одного из «мессеров», а потом обрушил свою горящую машину на немецкую мотоколонну, пытавшуюся форсировать Западную Двину. Весь экипаж – лейтенант Парфёнов Дмитрий Георгиевич, лейтенант Хохлачев Александр Митрофанович, краснофлотец Новиков Василий Логинович – кроме самого Игашова погиб. Командир был схвачен немцами и расстрелян.

Только после победы над гитлеровской Германией благодаря даугавпилсским поисковикам были увековечены имена погибших героев. Именно они на месте гибели героического экипажа Петра Степановича Игашова нашли детали его самолета, а потом отыскали очевидцев – живых свидетелей смертельного поединка.

В 1969 году члены экипажа посмертно были удостоены орденов Отечественной войны I степени, и только в 1995 году младшему лейтенанту Игашову Петру Степановичу было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

За годы Великой Отечественной военно-воздушные силы Красной армии потеряли убитыми 34 500 летчиков и 47 844 самолетов.

Средняя «живучесть» советских летчиков в годы Отечественной войны:

пилот истребителя – 64 боевых вылета пилот штурмовика – 11 боевых вылетов пилот бомбардировщика – 48 боевых вылетов пилот торпедоносца – 3,8 боевых вылета.

Они все были молоды, любили небо, не мыслили жизни без авиации, а еще – очень хорошо знали, что такое долг перед Родиной. И, чтобы его выполнить, были готовы заплатить самым дорогим – жизнью. И платили….

Страшные цифры

По последним подсчетам историков, в годы Отечественной войны потери Вооруженных сил Армии Победителей составили 8 миллионов 668 тысяч 400 человек. Но окончательное количество погибших до сих пор неизвестно. И это при том, что в 1966 - 1968 годах подсчетом людских потерь в Великой Отечественной войне занималась комиссия Генерального штаба Вооруженных сил Советского Союза. Потом такую же работу комиссия Министерства обороны по оценке потерь в ходе войны проделала в 1988 году, а в 1988 - 1993 годах сведением и проверкой материалов всех предыдущих комиссий занимался коллектив военных историков. В результате их исследований была издана книга «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил в войнах, боевых действиях и военных конфликтах», к которой приводятся данные, согласно которым за годы Великой Отечественной войны (в том числе и за кампанию на Дальнем Востоке против Японии в 1945 году) общие безвозвратные демографические потери (убиты, пропали без вести, попали в плен и не вернулись из него, умерли от ран, болезней и в результате несчастных случаев) советских Вооруженных сил вместе с Пограничными и Внутренними войсками составили 8 миллионов 668 тысяч 400 человек. Основные потери Красная армия понесла в первые военные месяцы: на 1941 год, то есть на 6 с небольшим месяцев войны, приходится 27,8% общего количества погибших за всю войну. Для сравнения: за 5 месяцев 1945 года, на которые пришлось несколько крупных операций, – 7,5% от общего количества погибших.

 

 

 

 

Комментировать 7