Наталия Петрова: Успех – от слова «успеть» 53

Руководитель Даугавпилсского локомотиворемонтного завода, депутат городской Думы Наталия Петрова хорошо известна своей откровенной и принципиальной позицией – недавно она вышла из правящей коалиции, отметив, что эффективное управление невозможно без нравственной оценки. Самооценки, прежде всего.

Беседа в кабинете Н. Петровой, из окна которого видны железнодорожные пути, отличалась прямотой и откровенностью. По крайней мере, именно такое впечатление осталось после почти часового разговора.

– Для Вас Даугавпилс – родной город?

– Да, я здесь родилась, здесь окончила 5 среднюю школу, в Даугавпилсском университете получила диплом учителя физики, математики и информатики, а также – степень магистра по экономике.

– Вы хотели быть учителем?

– Справедливости ради не скажу, что я хотела быть учителем – хотелось получить качественное образование, не уезжая из города. Кроме того, я – человек с логическим складом ума, мне нравились цифры. Здесь был очень сильный физмат, и конкурс был большой. В тот период еще преподавали специалисты, ставшие потом профессорами в МГУ, в других крупных университетах. Я до сих пор здороваюсь с теми, кто сейчас преподает. Сейчас там все по-другому – уже нет конкурса, даже не набирают студентов на бюджетные места…

– Вам этого – хорошего образования – оказалось мало?

– Не хочется хвастаться, но физмат я окончила одной из лучших в группе, и если бы на тот момент я нашла работу в школе, то пошла бы в школу. Это было время, когда работы в городе не хватало. После биржи труда я устроилась секретарем в частной компании. Прошло два года, становилось уже ясно, что работать учителем я вряд ли буду, а чтобы оставаться конкурентоспособной, физмата было маловато.

– Руководителю нужно иметь экономическое образование?

– Во всяком случае, общее представление об экономике иметь надо. Любые экономические макрообзоры требуется читать и понимать. Когда у нас на заводе бывшие инженеры, начальники цехов становились руководителями более высокого ранга, с них никто не снимал ответственности за соблюдение бюджета, за ведение калькуляции и контрактов. Хочешь-не хочешь – они становились экономистами. На заводе устраивались курсы повышении квалификации – начинающего и среднего менеджмента, даже я сама там вела предметы. Сегодня менеджер – это в большей степени экономист.

– Как Вы пришли на завод?

– Почти случайно. В 2004 году была смена акционера, появилась новая стратегия развития. Было решено ввести должность директора по персоналу, который бы не просто принимал и увольнял людей, но и мог бы работать с точки зрения системы мотиваций. Нужно было создать мотивирующую систему оплаты труда. Я подала документы на конкурс, и после собеседования меня пригласили на эту должность.

– Какой путь прошел ДЛРЗ за эти годы?

– За десятилетие завод шагнул вперед, он развивается. Другое дело, что в мировой экономике, в экономике страны происходят сложные процессы – от процветания до падения. И завод, конечно, подвержен влиянию внешних факторов. Так, кризис рынка недвижимости в США уже через полгода откликнулся на нашей работе. В 2004 году здесь трудилось около 2 300 человек, сегодня нас примерно 800. Время требовало увольнений для выживания предприятия. Мы этим не бравируем – это была вынужденная мера. Сейчас у предприятия есть перспектива, сделано много инвестиций.

– А есть ли перспектива у города, который совсем недавно был промышленным центром?

– Я по натуре – оптимист. Город – это, образно говоря, молекула, состоящая из атомов-предприятий. Меняются атомы – меняется и целое. Город должен быть заинтересован в производстве. Он будет жить, так или иначе. Другое дело, что в городе надо что-то менять. По этой причине я и пошла в политику. В конечном счете, все зависит от жителей: они выбирают тех, кто будет решать хозяйственные и социальные проблемы города.

– А Вам нравится руководить? Отдавать приказы, указывать на недостатки… Что вообще такое – хороший менеджер?

– Отдавать приказы – это только инструмент, не самоцель. Мне ни в коем случае не нравится вызывать «на ковер» для того, чтобы подчеркнуть свой статус. Хороший менеджер – это человек, не боящийся взять на себя ответственность, способный принимать решения. Как говорилось в фильме «Москва слезам не верит» – достаточно научиться руководить тремя сотрудниками, чтобы понять общий принцип руководства.

Нужно построить свою команду, которая поможет добиваться цели. Люди определяют успех, и с ними следует найти общий язык.

– Имеет ли значение понятие совести в политике, в управлении большими общественными структурами? Или там царят свои законы?

– И в бизнесе, и в политике люди вправе выбирать свои методы для получения результата. Для меня совесть, честность всегда остаются приоритетом – я могу быть требовательной к подчиненному, но при этом я должна выполнять то, что обещала. Нельзя быть несправедливой к работнику только потому, что поменялась конъюнктура рынка. Нельзя обманывать людей. Обманом можно решить краткосрочные задачи, но это путь в никуда. Честность не мешает добиваться успеха, даже наоборот, она – его важная составляющая.

– Как Вы пришли в политику? Вы считаете, что можете что-то изменить в жизни других людей?

– В 2013 году мы с единомышленниками сформулировали, что именно хотели бы изменить в политической жизни города, сказав себе: кто кроме нас? Если бы я не верила в возможность изменений, то не пошла бы в политику. Сегодня я понимаю, что это сложнее, чем представлялось вначале, но, тем не менее, считаю, что повлиять на общее положение дел можно.

– Вы вышли из правящей коалиции – почему? Ведь оппозиционеру труднее выполнять свои обещания избирателям.

– Я не хочу повторять то, что уже говорила ранее, поясняя свое решение. Но у меня было несколько главных мотивов. ДЛРЗ – градообразующее предприятие, и я не почувствовала заинтересованности в его развитии. Другой момент – закупка трамваев. Я не верю, что люди, разрабатывающие условия проведения конкурса, могли допустить столько ошибок. Видимо, это было сделано с какой-то определенной целью.

Мне непонятно, почему цены в евро, несмотря на падение курса рубля, только увеличиваются. Брать же на себя консолидированную ответственность не хочу. Вместе с тем, все 15 депутатов должны работать в интересах горожан – и те, кто находится в оппозиции, не исключение.

– Что такое для Вас успех? В чем он – в политической победе, в повышении показателей производства, в семье?

– Вслед за Мариной Цветаевой хочется сказать, что успех – от слова «успеть». Я хочу успеть во всех перечисленных областях. Семья очень важна для меня, но я также хочу быть хорошим руководителем, сегодня – хорошим политиком.

– Хватает ли времени на семью, детей?

– Не хватает, конечно. Я провожу на работе больше, чем восемь часов в день. Тем не менее, я нахожу время для прогулок с детьми, чтения книжек с ними, для школы, детского сада. Я хожу на школьные собрания, помогаю готовить уроки, если нужно, хотя сын учится хорошо – он в восьмом классе. Дочь только собирается идти в первый класс в следующем году.

– Как справляетесь с бытовыми проблемами, умеете ли Вы готовить, например?

– Наверное, как у всех – у меня есть бытовые проблемы. Но мне повезло – достался муж «с руками»: все текущие технические проблемы, которые могут возникать в доме, Андрей решает сам. Еду мы готовим вместе, в этом сейчас помогает умная техника. Муж, впрочем, точно готовит лучше меня, он берет на себя блюда с «изюминкой». Супы, каши – повседневную пищу – делаю я. У детей есть две бабушки, которые нам тоже очень помогают – пекут пироги, делают заготовки.

– Как проводите выходные дни?

– Ко мне в субботу всегда приезжают друзья с детьми. Мы стараемся не нарушать эту традицию. Воскресенье проводим в тихом семейном кругу. У нас живут собака-лабрадор и кот, когда-то приблудившийся к нам и сделавший все возможное, чтобы мы его оставили у себя. Мы очень часто гуляем с детьми, берем собаку и идем на прогулку.

– Допустим, у Вас появился лишний отпуск, месяц свободного времени – как Вы его проведете?

– Я, наверное, поеду путешествовать. Я стараюсь в отпуске куда-то выезжать. Мы путешествуем всей семьей, часто – с друзьями, шумной большой компанией.

– На что не хватает времени?

– Прежде всего – на себя. На занятия спортом, на сон, на профилактический поход к врачу. От своего времени можно отобрать лишний час, чаще всего приходится жертвовать сном. Работа начинается рано – в 7.30.

– Какой Вы были в школе? Хорошо учились, были тихоней или наоборот – лидером в компании?

– Тихоней я не была никогда. Не хулиганила, отлично училась (оканчивая школу, мы с подругой имели лучшие оценки), но была активной, занималась плаванием, ходила в кружки. У нас в спортивном классе были тесные дружеские связи, до сих пор мы с одноклассниками встречаемся.

– Есть ли у Вас враги? Чего Вы не пожелали бы своему врагу?

– Думаю, что врагов у меня нет. Во всяком случае, не могу назвать никого, кому бы я присвоила ярлык врага. Надеюсь, что и меня никто врагом не считает. А не пожелаю – смерти и болезни, особенно близких и родных людей.

– Многие горожане в растерянности – люди утрачивают веру в будущее, молодежь уезжает. Что Вы можете пожелать даугавпилчанам?

– Желаю не сидеть сложа руки, а работать, учиться, заниматься любимым делом – и только тогда у нас что-то получится. Сегодня для того, чтобы просто оставаться на месте, надо бежать – жизнь напоминает велодорожку, на которой нельзя останавливаться, а для движения вперед нужно приложить еще больше усилий. Я желаю всем веры – в себя, в близких, в Бога (кто верит); терпения и выдержки.

Кстати

Н. Петрова родилась в Даугавпилсе, окончила 5 ср. школу, в Даугавпилсском университете получила диплом учителя физики, математики и информатики, а также – степень магистра по экономике

Комментировать 53