Анатолий Ковалев – полицейский, которому говорят «спасибо» 16

В эти дни, когда латвийские полицейские будут отмечать свой профессиональный праздник, 48-летний майор Анатолий Ковалев, заместитель начальника Западного отдела Даугавпилсского участка, отметит свой личный юбилей – 30 лет общей выслуги в полиции и в армии.

Мы редко благодарим полицейских за хорошо выполненную работу, считая нормальным, что люди, рискуя собой, обеспечивают нам спокойствие и безопасность. Стало нормой, пока «не припекло», неуважительно, а порой и оскорбительно отзываться, говорить гадости в адрес стражей порядка. Но стоит случиться малейшей беде, когда требуется защита, мы быстро вспоминаем о них. А они и не ждут благодарности – они просто выполняют свою работу.

В последние годы в штатном расписании латвийской полиции официально нет должности «участковый», но, тем не менее, спросили любого латвийца – кто в первую очередь обеспечивает порядок в городской и сельской местности? И в ответ услышишь: «Участковый!»

Участковый – это даже не работа, а образ жизни. С чем только ни приходится сталкиваться полицейским на участках: кражи, разборы между соседями и родственниками, работа с несовершеннолетними, с ранее судимыми. Неслучайно участковых называют полицейскими широкого профиля, универсалами. И Анатолий Анатольевич Ковалев – один из них. За свою работу он награжден знаком «За усердие в полиции», Знаком Лачплесиса, медалями.

- Анатолий Анатольевич, Как Вы пришли в полицию?

-У меня два высших образования – инженерное и юридическое. Я – бывший военный инженер, и когда в армии начались сокращения, вернулся на свою родину в Даугавпилс. Привыкнув к дисциплине, порядку и форме, пошел работать в полицию. И ни разу о своем выборе не пожалел. Начинал участковым инспектором. Мое первое место работы – участок «Промышленный», он тянулся от Общества слепых до ЛРЗ. К сожалению, из тех, с кем я начинал, в полиции уже никто не работает.

- Самое трудное в работе участкового?

-Самое негативное – разбирать семейные дрязги. Люди зачастую стараются свои обязанности переложить на полицейских. Раздел имущества, вопрос о том, с кем из родителей останется ребенок, – решение по ним принимают иные организации. Люди же пытаются сбор документов и доказательств переложить на плечи полицейских.

- С какими правонарушениями Вам чаще всего приходится сталкиваться? Сколько бывает заявлений в неделю?

-Потеря документов, жалобы соседей, кражи. Кражи, в основном, в торговых точках – редкий день обходится без них. В среднем, 1-2 кражи в день. Причем, у воров нет никаких возрастных ограничений: самому молодому было 8 лет, самому старому, женщине – 83 года.

За неделю мы получаем до 100 заявлений.

- Помните свое самое первое дело? Курьезные случаи бывали?

-Первое, с чем столкнулся, – кражи цветных металлов, кражи из квартир, из подвалов. Тогда, в 90-е годы, они были самым популярным преступлением. С предприятий тянули все, что можно и нельзя. Рабочие приходили на заводы и не могли работать, потому что их сменщики что-то сняли со станков.

Веселого в нашей работе мало. За любым правонарушением стоит беда, поэтому забавного в этом ничего нет. Не было такого в нашей работе, чтобы что-то у нас вызвало смех – разве что улыбку. Это было почти в самом начале моей работы в полиции. В дачном кооперативе в Ругелях произошла тривиальная кража из садового домика. Выбив окно, вор проник внутрь – соответственно, хозяева вызвали полицию. Мы осматриваем дом и на улице под окном обнаруживаем паспорт, налоговую и трудовую книжки. Далеко ходить не пришлось – молодой парень жил там же, в поселке Ругели, и очень удивился, что его так быстро нашли. Оказалось, что он потерял работу, пошел на биржу, а ему ничего не предложили. Расстроившись, он выпил и решил пройтись по садовым домикам. И взял всего ничего – пару мягких игрушек.

- Тридцать лет работы в полиции, работы участковым. Что изменилось?

-Люди. Они стали жестче, черствее, обособленнее. Если в начале 90-х человек падал на улице – вокруг него собиралась толпа, чтобы ему помочь, то сейчас в большинстве случаев его все будут обходить. Или еще хуже – снимать на мобильный, чтобы выложить в Сеть, вместо того, чтобы позвонить в полицию или вызвать «скорую». Какая разница – бомж он или нет, он – человек, и ему нужна помощь! Впрочем, нормальные люди и с годами не меняются.

- Людей часто возмущает, что социально опасные члены нашего общества находятся на свободе. Например, бомжей-алкоголиков не отправляют на принудительное лечение. А если что случится?

- Свою работу полицейский выполняет, опираясь на закон. Закон – как математика: там все четко расписано, что и за какое деяние предусмотрено. Если статья закона подразумевает плоское тащить, а круглое катить, то так мы и должны поступать. Мы живем в демократическом обществе. Если человек выбрал какой-то образ жизни – это его право. Мы не можем его насильно отправить лечиться от алкоголизма или заставить работать. Полицейские работают над профилактикой правонарушений, но чаще всего имеют дело с конкретным фактом. И только закон определяет: было правонарушение или нет. И никакое «а если что-то случится» не может основанием для задержания человека. Да, за это на нас жалуются. Но, с другой стороны, если человек не работает, на него и не жалуются.

- Часто ли Вам и Вашим коллегам говорят за работу «спасибо»? Какой-нибудь случай вспомните?

-Нечасто. Мы и не ждем благодарности – мы просто честно и с полной отдачей выполняем свою работу. Конечно, приятно, когда нас за нее благодарят. Была у меня как-то небольшая кража. Незначительный случай. Обратился мужчина в возрасте, у которого украли велосипед. Такого горя я не видел ни разу – было впечатление, что у него украли что-то очень дорогое и ценное. В течение суток мне удалось найти украденный велосипед и виновных. Когда человеку вернули велосипед, он был счастлив. Я его потом часто встречал, когда шел на работу, а он ехал на этом велосипеде. Мужчина останавливался и благодарил за свой велосипед. В работе полицейских нет мелочей, и чужой беды у нас не бывает.

-Вы не упомянули, как пару лет назад даугавпилчане через прессу благодарили Вас за раскрытую кражу. Расскажите о том случае.

-Я не вижу в этом ничего сверхъестественного, это моя работа. В тот день у меня был выходной, и я по просьбе своей родственницы поехал к ней в гаражный кооператив. Я знал, что последнее время у них очень часто обворовывали гаражи. Брали в основном металл. Поэтому, заметив, как один мужчина в 8 часов утра внимательно изучает объявления на доске, сразу насторожился. А тут еще недалеко от шлагбаума увидел металлические трубы. Было сыро, а трубы были совершенно сухие. Понял, что это воры, что их надо задерживать на месте преступления. Чтобы не насторожить воров, я сначала поехал к гаражу родственницы, а потом вернулся к тому месту, где лежали трубы. В это время воришки как раз попытались их перебросить через забор. Одного я задержал, другой сбежал. Только я успел скрутить вора, как из-за поворота вышли еще двое мужчин. Увидев меня, они бросились бежать. Я не стал их догонять, а вызвал коллег с ближайшего полицейского участка. В общем, все воришки (кстати, неоднократно судимые за кражи) были задержаны.

- У каждого человека есть те, кому он особенно благодарен, кого он мог бы назвать учителем. Кто был учителем для Вас?

-В семье это родители, я им за все очень благодарен. Тридцать лет в полиции – это не один день. За это время я встретил много хороших людей, настоящих профессионалов своего дела. Перечислить их сложно, и не хотелось бы невольно обидеть того, кого не назвал. Я пришел в полицию в те годы, когда тут работали настоящие «зубры своего дела». Очень благодарен Владимиру Ивановичу Бузо. Когда я начинал работать в полиции, он был начальником следствия, потом стал окружным прокурором. Помню, как он поручил мне первое самостоятельное дело, но постоянно помогал. Дело было уголовное – нанесение тяжких телесных повреждений – один человек другому воткнул ножницы в спину. Я благодарен Тамаре Иосифовне Витковской, которая была тогда зампрокурора. До сих пор она для меня – непревзойденный авторитет.

- Спасибо, Анатолий Анатольевич, за интервью. И с праздником Вас и Ваших коллег!

P.S. «Наш город.» благодарит инспектора Латгальского регионального управления Государственной полицииАнастасию Лайзане за помощь в подготовке материала.

Комментировать 16