Чего ждать русским Латвии от Кучинскиса на посту премьер-министра 17

Названный президентом Латвии в качестве кандидата в премьер-министры Латвии Марис Кучинскис ранее не замечен в проявлениях русофобии. Его политическая карьера тесно связана с так называемыми партиями олигархов, выяснил новостной портал Ves(точка)lv.

С момента первого избрания в Сейм в 2002 году Марис Кучинскис был членом связывавшейся с именем Андриса Шкеле Народной партии, затем входил в состав объединения «За лучшую Латвию» (объединяло Народную партию, Латвийскую первую партию/Латвияс цельш, а также более мелкие партии «Огрскому краю», «Единое Резекне» и «Народ Латгалии»). После ликвидации Народной партии Кучинскис был избран в Сейм от Союза «зеленых» и крестьян, который традиционно связывают с именем другого латвийского олигарха Айвара Лембергса.

Об отсутствии у Кучинскиса антирусских настроений говорит то, как он отзывается в адрес своих политических оппонентов из партии «Согласие». Недавно он объявил о том, что знает и уважает многих представителей «Согласия», с которыми ведется сотрудничество в Сейме. О том же говорит и его попытка осудить в 2008 году высылку российского дипломата Александра Рогожина. «Прозвучавшая до сих пор информация не доказывает, что нахождение в Латвии высланного из нее российского дипломата действительно создавало угрозы национальной безопасности. Логично было бы, если уж дело доходит до высылки, чтобы основой для нее были бы подлинные угрозы безопасности государства», — заявлял тогда Марис Кучинскис.

Однако и ожидать каких-либо симпатий в свой адрес со стороны кандидата в премьер-министры Латвии русскоязычным жителям Латвии не стоит. В ходе политического торга с Национальным объединением, в обмен на поддержку своей кандидатуры, Марис Кучинскис уже успел пообещать националистам перевод русских школ на латышский язык.

Впрочем, и тут не всё так просто. Впервые эта информация прозвучала со ссоылкой на сопредседателя Национального объединения Райвиса Дзинтарса. Он заявил, что во время неформальной встречи с Кучинскисом сторонам удалось добиться концептуального понимания по русским школам. «В правительственную декларацию будет вписан пункт, согласно которому все школы, которые финансирует государство, должны будут перейти на государственный язык обучения», — заявил Дзинтарс.

Однако некоторые экперты полагают, что это был тактический ход Дзинтарса, решившего таким образом «спалить» мосты, которые Кучинскис мог бы навести с «Центром Согласия». Ведь если бы «ЦС» при утверждении Кучинскиса голосовал «за», не входя формально в правящую коалицию, то новое правительство могло бы вполне обойтись и без «националов». А вот после заявления Дзинтарса и Кучинскис не мог отыграть назад, не рискуя лишиться поддержки большинства Сейма, и «ЦС» уже не смог бы поддержать Кучинскиса при голосовании, не рискуя разочаровать своих избирателей.

Председатель правления СЗК Арманд Краузе так прокомментировал это обещание Русской службе Би-би-си: «Тут ничего не меняется, это долгосрочная перспектива. Конкретные сроки мы устанавливать не хотим, торопить события — тоже. Но этот процесс уже идет. Русскоязычные все чаще отдают детей в латышские школы».

Вряд ли перевод всех школ на латышский язык обучения будет одним их первых вопросов в повестке дня правительства, если его возглавит кандидат в премьеры Марис Кучинскис. Такое мнение в программе «Утро на Балткоме» на радио Baltkom высказал политолог, декан Факультета социальных наук Латвийского университета Юрис Розенвалдс.

Сейчас в латвийских школах нацменьшинств 60% учебных предметов преподается на госязыке, 40% — на языках нацменьшинств. В правительственной декларации до сих пор значилось намерение политиков двигаться в сторону пересмотра этой пропорции к 2018 году. А по мнению самого Мариса Кучинскиса, «русскоязычным нужна улучшенная интеграция”.

Впрочем, какие бы партии не разыгрывались в кулуарах Сейма, русским жителям Латвии не стоит ожидать от Мариса Кучинскиса и особых симпатий.

Комментировать 17