75 лет назад на Даугавпилс упали первые немецкие бомбы 23

22 июня 1941 года, 75 лет назад, началась Великая Отечественная война. И в тот же день на Даугавпилс упали первые немецкие бомбы

Война пришла внезапно, но то, что она будет, люди догадывались и предчувствовали. По городу ходили об этом стойкие слухи. Буквально за 5 дней до начала войны, отчитываясь о прошедшей операции по выселению «контрреволюционного элемента», первый секретарь Даугавпилсского горкома КПЛ Трейман писал: «…Наряду с этим есть высказывания, исходящие из непроверенных источников, примерно следующего содержания: «Скоро начнется война, поэтому и начали всех врагов выселять» и т.д. г.Даугавпилс». 

Защищая город

За несколько дней до войны расквартированная в крепости 23-я стрелковая дивизия покинула город и двинулась в западном направлении. В Двинске для охраны дивизионного имущества осталось примерно 250 бойцов, еще сотня человек находилась на излечении в крепостном госпитале. «Болеть будем в окопе», — говорили бойцы и становились в строй. А командовал этой маленькой армией майор Еськов. Больше о нем неизвестно ничего: ни имени, ни откуда родом.

Фашистам было важно взять мосты. Впрочем, железнодорожный имел меньшее значение, потому что танки по нему хоть и пройдут, но спуститься не смогут — слишком крутая эстакада. А вот шоссейный мост — в самый раз.

Под мостом было уложено 250 кг тола, протянуты шнуры, вставлены взрыватели — все было готово к взрыву. Но отступающие войска и беженцы шли нескончаемым потоком. Чтобы дать людям возможность спастись, саперы ждали до последнего.

26 июня 1946 года переодетые в красноармейскую форму немцы из «Брандербурга-800» во главе с обер-лейтенантом Вольфрамом Кнаком на четырех трофейных грузовиках нагло и уверенно подъехали к мосту. Первая фашистская машина прошла удачно, но вторая вызвала подозрения пограничников, попытавшихся ее остановить. Мост немцы захватили, но дорогой ценой. В скоротечном бою обер-лейтенант и 5 его подчиненных были убиты. Железнодорожный мост был подорван, но повреждения оказались незначительными, и впоследствии немцы его быстро восстановили. Обер-лейтенанта Кнака посмертно наградили Рыцарским крестом.

На одном из сайтов внук сапера, инженера 3-го ранга Петра Зюзликова выложил воспоминания своего деда о событиях тех дней. Это несколько иная версия событий тех лет.

Как взрывали мосты

«22/06-1941 года, – писал в своих воспоминаниях полковник в отставке Петр Зюзликов, – ...зам. начальника инженерных войск округа, генерал Шестаков… поставил задачу двигаться в Даугавпилс, подготовить ж.д. и шоссейный мост через Западную Двину (Даугаву) к взрыву, установить дежурство, мост взорвать по команде обороняющихся войск...

Прибыв в Даугавпилс утром 24/У1-41 г., мы немедленно приступили к подготовке моста к разрушению. 26/У1-41 г. утром заехал генерал Шестаков, похвалил за проделанную работу, просил ускорить работу и приказал: как будет закончена подготовка к разрушению моста, оставить один взвод для охраны и дежурства на взрывной станции, а мне с остальными силами двигаться на старый государственный рубеж обороны в пос.Заситено. …К утру 29/06-41 г. работы по подготовке моста к взрыву были закончены. Установлено дежурство на подрывной станции, наблюдение и охрана моста. Отступление наших войск на восток по дороге и нами подготовленному к разрушению мосту шло плотным потоком. Авиация немцев интенсивно бомбила движущийся поток по дороге, но на мост налетов не было. 29/06, примерно часам к 16-17, движение по дороге почти прекратилось. Отдельные машины на бешеной скорости пролетали через мост и кричали: «Саперы! Взрывайте мост, немцы рядом!».

Так к 16 часам 29/06-1941 года у нас, саперов, подготовивших мост к разрушению, ни с кем связи не было. Надо было выполнять приказ на свой страх и риск». Примерно в 16.30 на дороге показалась колонна немецких мотоциклистов, бронемашин и танков. Когда они въехали на мост, саперы взорвали его. Обрушилось два основных пролета, так как вторая электросеть, видимо, при взрыве была повреждена. Убедившись, что мост разрушен, саперы побежали в сторону леса, где стояли их машины. Но дойти до них не удалось. Солдаты окружили саперов, разоружили и повели к своему полковнику, который назвал саперов диверсантами и арестовал, пообещав расстрелять.

Через пару часов к саперам подошел комкор (военный с четырьмя ромбами) и спросил, за что арестованы. Зюзликов доложил. Благодаря защите комкора саперов пообещали за взрыв моста наградить.

Награду – орден Красной Звезды – Петру Зюзликову (по его воспоминаниям) вручили лишь в 1949 году.

Уничтожить переправу

30 июня, стремясь уничтожить понтонный мост через Даугаву, советское командование подняло в воздух около 100 самолетов. Они вылетели без прикрытия. Битва в небе над Двинском вошла в историю Второй мировой войны как одна из самых крупных. По оценкам немцев, им удалось сбить 64 самолета противника; советская сторона сообщила, что потеряла 34 машины, а 18, несмотря на полученные повреждения, вернулись на свои аэродромы.

Об этом дне напоминает скромная могила на городском Братском кладбище, где похоронены останки героического экипажа младшего лейтенанта Петра Игашова. Возвращаясь с задания, летчики вступили в бой с «мессершмиттами». У экипажа, сбившего два вражеских истребителя, закончились боеприпасы. Протаранив еще один фашистский самолет, в объятой пламенем машине летчики врезались во вражескую колонну танков. По рассказам очевидцев, в том месте, куда упал бомбардировщик, еще долго слышались взрывы, полыхали машины, танки, бронетранспортеры... Экипаж погиб, сам командир был схвачен и расстрелян немцами. 18 июня, за 4 дня до войны, Петру Игашову исполнилось 26 лет.

Подвиг советских летчиков долгое время оставался неизвестным. Лишь в послевоенные годы, в конце шестидесятых, люди узнали о нем. В 1969 году «огненный экипаж» посмертно был награжден орденами Отечественной войны I степени. В 1995 году Петру Игашову было присвоено звание Героя России.

 Начало Великой Отечественной войны… В те дни еще никто не знал, через какие страдания придется пройти Даугавпилсу, в котором за три долгих и кровавых года будет уничтожено более 165 тысяч человек; что своих освободителей разрушенный на 70 процентов город будет встречать, стоя в руинах и скорбя о замученных в гетто и концлагере людях.

Каждый год мы возвращаемся к этой теме вновь и вновь – чтобы помнили… чтобы никогда не повторилось…

P.S. Использованы материалы сайта http://zyzlikov.forum2x2.ru/t17-topic.

Комментировать 23