А. Элксниньш: Делаем все возможное для сохранения «Калкун» 93

Делаем все возможное для сохранения этого центра. До сегодняшнего дня об этом громко не говорили. Но сейчас, когда простые мамы собирают подписи, и горожане ратуют за центр социального ухода “Калкуны”, а местная власть попряталась по норам, не хочется, чтобы одной подписью министра на документе о закрытии все вложенные силы неравнодушных по сбору подписей пошли прахом.

Итак, коротко о закрытии детского дома "Калкуны" в Латгалии. Хотя "коротко" не совсем получилось.

 

1. Закрытие центра не планировал предыдущий министр от СЗК Улдис Аугулис (знаю это, так как встречался с ним на прошлой неделе). До него министр от Единства Илзе Винькеле также не планировала закрывать центр. Все последние годы и Аугулис, и Винькеле "Калкуны" развивали: выделялось финансирование на ремонт и обустройство зданий (за последние 6 месяцев - порядка 350 тысяч евро, также под центр готовились европроекты по привлечению дополнительного финансирования - утепление и тд.). Был в центре несколько раз, очень ухоженное место, поэтому НЕОЖИДАННОЕ решение о закрытии центра министром Янисом Рейрсом ("Единство") не совсем понятно, учитывая принцип последовательной политики государства.

 

2. Так почему закрывают центр, и что такое ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ?

Да все просто: центр министр хочет закрыть, чтобы детей перевезти в другие центры в Латвии, а именно в VSAC "Балдоне", и этим показать Европе результат! Фактически, за закрытие нескольких центров (в результате чего их постояльцы, по плану Европы, должны быть якобы отданы на усыновление, должны быть созданы дневные центры и т. д.) министерство и самоуправления получают возможность заявиться на 91 миллион евро из Еврофондов! Но вот почему не закрывают "Балдоне", а именно "Калкуны"? И почему после всей этой ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ в Латгалии останутся лишь два таких центра (для детей не будет ни одного), а в других регионах их будет по 5-6? Тут снова актуален вопрос, зачем Латвии вообще нужна Латгалия, раз её всего лишают?

В связи с данным решением ещё 9 июня подготовили и направили министру письмо. Затребовали разъяснения на вопросы – как планируется вернуть детей и взрослых из центра в семейную среду; возможно ли детей/взрослых из центра вернуть в нормальную среду; какова судьба работников учреждения?! Закрытие единственного такого рода учреждения в Латгалии уму непостижимо!

 

3. Детский дом закрыть ни сегодня, ни в 2019 году невозможно, исходя из позиций законодательства прав человека в вопросах прав и интересов детей и лиц с психическими расстройствами. Объясню, почему - ребёнок вырос в этом центре, этот центр – его социальная среда. К детям приходят родители, у них свои комнаты (где они сами себе выбирали обои), социальные работники – члены их семьи, порой даже крестные мамы и папы, а юридически – ОПЕКУНЫ. У детей там – свои друзья, свои игрушки и т. д.

На прошлой неделе встретился с омбудсменом (tiesībsargs) Юрисом Янсонсом. Все вышеперечисленное ему было разъяснено в деталях. На основании моего прошения от 6 июля он ВОЗБУДИЛ проверочное дело, в рамках которого будет оценено, насколько защищены интересы детей и взрослых, проживающих в центре "Калкуны". Также стало известно, что детей министерство планирует перевезти в Ригу, в филиал VSAC "Балдоне". Фактически, будет дана оценка решению министра Рейрса о закрытии центра "Калкуны", а также – качеству услуг в "Балдоне", так как к работе последнего есть претензии.

 

4. Учитывая предыдущие аргументы, понятно, что не могут быть уволены работники центра. Встречался и с руководством VSAC "Латгале" (Государственный центр социального обслуживания), и с руководством "Калкуны", и с профсоюзом работников учреждения. Парадоксально, но все они – ОПЕКУНЫ детей/взрослых, которые в "Калкунах" проживают. Существует и диспропорция в коэффициентах по заработной плате социальных работников (больные дети после 18 лет, хоть и формально совершеннолетние, продолжают быть детьми), поэтому мы совместно подготовим министру предложения, касающиеся оценки коэффициентов и загруженности сотрудников. На мой взгляд, заработная плата занижена, а нагрузка – очень высока.

 

5. Также мы анализируем, насколько министерство сейчас будет использовать свой административный ресурс для преследования работников, тем самым "через форточку" пытаться кого-то уволить из-за якобы незнания языка (соответствующая категория есть у всех работников), из-за участия в сборе подписей или коммуникации с журналистами.

 

6. Обсудил сложившуюся с центром ситуацию в коллегии присяжных адвокатов Латвии. Совершенно БЕСПЛАТНО несколько адвокатов предоставят юридическую поддержку как самим детям, так и их опекунам (в основном, это работники центра), родителям. Присяжные адвокаты не дадут в данной ситуации министерству действовать самовольно и бесконтрольно.

 

7. Обсудили сложившуюся ситуацию и с председателем Латвийского общества врачей Петерисом Апинисом. Оба пришли к мнению, что в данной ситуации необходимо заключение специалистов и психиатров на предмет того, соответствует ли решение министерства интересам самих детей. Данную задачу выполнит Латвийская ассоциация психотерапевтов.

 

8. Для принятия решения о переводе клиентов социального центра необходимо рассмотреть дело каждого в сиротском суде, который подчиняется местному самоуправлению. Именно данная инстанция будет давать заключение как об опекунах, так и о переводе детей/взрослых куда-либо в ситуации, когда интересы клиента центра затронуты.

 

9. В среду получили ответ министра благосостояния Я. Рейрса ("Единство") на наш запрос от 9 июня по ситуации с его решением закрыть социальный центр "Калкуны".

Подтверждаются худшие опасения – общие слова, ни одной цифры (кроме сумм из фондов ЕС). Так и нет ответа на главный вопрос: как в семье можно обеспечить уход за детьми с особыми потребностями, нужна же и инфраструктура, и навыки.?

 

*Сколько таких семей, которые готовы это взять на себя, и которые обладают достаточным опытом и квалификацией?

*Кто и как их будет учить, финансировать и контролировать?

*Если взрослых переведут в другие центры, зачем огород городить, там что, положение лучше?

*Что делать с помещениями – вообще непонятно. Отдадим самоуправлению – и что дума будет с этим делать? Ситуация, как с крепостью. Совершенно неясна идея продолжать использовать оборудование, купленное за деньги ЕС. То есть жить клиенты будут в другом месте, а на реабилитационные процедуры их будут возить в Калкуны?

*И, конечно, никаких реальных мер по трудоустройству. По сути министр говорит – сами найдут работу в других центрах (никаких оценок по потребностям, планируемым вакансиям и т. п. Ликвидировать-то будут и другие!).

 

Удивляет и тихое "(не)согласие" с ликвидацией центра местных самоуправлений. Как оказывается, министерство ещё 15 июня проинформировало руководство самоуправлений Даугавпилса и Даугавпилского края о закрытии центра, согласовав с ними и поездки по обмену опытом в Ригу в июле, и дальнейшие совместные встречи в сентябре.

 

10. Учитывая неудовлетворительные ответы министра, буквально на днях передали премьеру М. Кучинскому письмо с просьбой дать оценку происходящему. Так сказать, все-таки соизволить и на наши вопросы ответить.

Иначе не хватает у министра ни смелости в "Калкуны" приехать, ни совести, ни понимания норм права, где чётко сказано – на заданные вопросы и за принятые решения нужно отвечать.

Как-никак, за все, что делает министр, отвечает и премьер, и коалиция в целом.

 

11. На первом же заседании парламента в сентябре, если Рейрс не отступит от своего решения, данный вопрос будет рассмотрен на парламентской комиссии. До этого депутаты "Согласия" как в составе городской, так и краевой думы скоординировано будут участвовать в отстаивании интересов как детей/взрослых и работников центра, так и самоуправлений. Министр и его друзья в "Единстве"/"Латгальской партии" должны уже сейчас понимать, что это может привести к демиссии министра.

Комментировать 93