Н. Павлова: министерство уверено, что «Калкуны» – пережитки тоталитаризма 20

В четверг, 14 июля, центр социального ухода «Калкуны» в Латгалии посетили представители Министерства благосостояния, после чего столичные чиновники пообщались с журналистами.

На общее собрание, куда пришло более ста сотрудников Центра, с большим трудом пустили представителей самоуправлений.

Госскретарь Министерства благосостояния Иева Яунземе начала свою речь с негатива, напомнив о нелучших временах центра. При этом чиновница выразила радость, что сейчас здесь не пахнет мочой.

Ещё в 2012 году И. Яунземе была уверена, что подобные центры не должны существовать, и вот появились европейские деньги, чтобы начать активно закрывать такие учреждения.

«У матери есть право воспитывать своего ребёнка, и мы должны обеспечить систему поддержки. Из национального бюджета не можем себе это позволить, поэтому Европа выделила 90 млн, чтобы помогать воспитывать детей дома», - сообщила И. Яунземе. При этом она не упомянула, что в официальной информации министерства указано – для детей будут искать приёмные семьи, т. е. на биологических родителей практически не рассчитают.

Ребёнок должен расти в семье, учреждения типа «Калкун» в странах с тоталитарным режимом — норма, но мы живём в демократической стране, и после 25 лет независимости должны, наконец, их закрывать, сообщила И. Яунземе. На эти цели для самоуправлений, которым впредь предстоит заняться предоставлением услуг социального ухода, предусмотрено 90 млн евро.

В ООН сказали — нельзя, в Латвии попытались сделать честно

Количество больных детей, размещённых в центрах социального обслуживания, сокращается, однако в «Калкунах» по-прежнему находится 60 детей и 80 взрослых с самыми сложными диагнозами. Почему для закрытия выбран именно центр в Калкунах? Как пояснило министерство, это – честно, в каждом регионе закроют по одному.

В трёх центрах Латвии дети и взрослые находятся вместе, но так, по мнению экспертов ООН, не может продолжаться. Для закрытия выбрали центр в Латгалии, остальным нарушать предписания, очевидно, пока позволят. Но правильно ли то, что в Латгалии после этого останется лишь два подобных центра, в то время как в других регионах по 5-6, чиновники не комментируют.

Содержать «Калкуны» слишком дорого

Ещё одна причина закрытия — дорогое обслуживание. Красиво покрашенные стены — хорошо, но содержание «Калкун» очень дорогое, и деньги на это берут у других филиалов, сообщила И. Яунземе. На реновацию учреждения необходимо 2,5 млн евро. Причём эти подсчёты сделаны после того, как Центру поручили разработать технический проект на проведение работ, на что были потрачены тысячи евро. После этого вдруг оказалось, что работы — слишком дорогие и при новом министре Рейрсе стали непозволительной роскошью.

Говоря о состоянии здания, И. Яунземе противоречила сама себе, отметив, что постройка находится в надлежащем состоянии и её не стыдно будет передать самоуправлениям, которые должны приспособить здание для мультифункциональных услуг.

Выделенные Европой миллионы нужно срочно освоить

Средства на обеспечение альтернативных услуг нужно освоить до 2022 года, потом таких денег не будет.

По сообщению министерства, миллионы буквально лежат в казне и ждут, когда их возьмут самоуправления. При этом представители самоуправлений отмечают, что только начнут разрабатывать программы для того, чтобы перенять от государства функции по содержанию больных детей.

Учитывая всю бумажную волокиту, бюрократию, конкурсы и строительные работы самоуправления очень сомневаются, что всё удастся сделать качественно и в отведённый срок.

Более того, ещё нужно разобраться во всех предложенных формах альтернатив и понять, что именно нужно в конкретном самоуправлении: групповые квартиры, уход на дому, дневные центры, специализированные мастерские, кратковременные услуги ухода, группы поддержки или что-то ещё.

Никого нельзя насильно отправить жить в общество. Но придётся.

Жить в обществе — свободный выбор каждого, и никого нельзя заставить это делать, поясняет министерство. При этом открыто говорится о цели процесса деинституционализации — расселить по семьям 1 500 детей во всей Латвии.

Родители, которые отдали детей в «Калкуны», смогут забрать их домой и пользоваться, например, услугами Дневного центра, который можно создать в качестве альтернативы. Это предположение вызвало бурю негодования среди сотрудников, ведь 40 из 60 проживающих в «Калкунах» детей — с серьёзными диагнозами, а все 80 взрослых имеют самый сложный уровень ухода — 3-й и 4-й. Многие дети остались без опеки родителей и помещены в Центр из неблагополучных семей.

В прошлом году из «Калкун» в семьи взяли 5 детей, в прошлые годы таких было немного больше. Возьмут ли в семьи после закрытия Центра всех детей? Министерство обещало стимулировать этот процесс. Если таких профессиональных семей не найдётся, будут созданы так называемые семейные дома, где будут проживать по 5-6 детей. Очевидно, по подсчётам министерства, это будет финансово более выгодно, чем содержать один Центр «Калкуны», и дети не лишатся возможности общения с окружающим миром, если будут жить маленькими группами.

Поиск «виновных» начался заранее

Информация о том, когда самоуправления узнали о запланированном закрытии «Калкун» – разная.

Журналистам И. Яунземе сообщила, что Регионы планирования проинформировали о закрытии ещё год назад. На собрании прозвучало, что это случилось полгода назад, но в Латгалии, в отличие от других регионов, до сих пор нет планов по созданию альтернатив. Это утверждения чиновницы вызвало очередную волну негодования. Представитель Латгальского региона планирования открыто заявил, что все регионы работают одинаково, находятся на одинаковой стадии разработки программ, и претензии к Латгальскому региону – беспочвенны.

Госсекретарь министерства не знает, сколько получают семьи на детей-инвалидов

На вопрос журналистов о том, сколько получает мама, которая воспитывает своего больного ребёнка, и сколько – приёмная семья, которая воспитывает такого же ребёнка, И. Яунземе ответить не смогла. Не вспомнила цифры.

Зато прозвучали очередные лозунги о том, что родители больных детей должны ходить на работу, а не выбирать между ребёнком или работой. Для этого самоуправления смогут создать Дневные центры, где можно будет на время работы оставить ребёнка. Для этого, как уже говорилось, есть миллионы.

Министерству всё ясно и без заключений врачей

Как открыто заявило министерство — решение о закрытии «Калкун» уже принято, и об этом просто информируют. То есть, клиентам скоро предстоит собирать вещи. Исходя из ответа И. Яунземе на вопрос, есть ли у министерства заключения врачей или Сиротского суда о том, что перемещение детей в другие центры не повредит их здоровью, можно сделать вывод, что их пока нет.

Как сообщила госсекретарь министерства, есть многолетние исследования и заключения о том, что состояние детей ухудшается с первого дня, когда мать от него отказывается и он попадает в подобное учреждение, и хуже, чем нахождение в институции, ничего не может быть.

Итак, что будет с детьми и взрослыми, сотрудниками и зданием?

Идеальный вариант, который придумало министерство — всех детей поместить в семьи, взрослых — в общество или другие госучреждения. Для тех детей, которые не обретут новых родителей, самоуправления построят семейные дома. Взрослым, которые не смогут вернуться в общество (а таких в «Калкунах» сейчас — большинство), государство продолжит оказывать помощь в других госучреждениях.

Сотрудникам предоставят работу в других медучреждениях и центрах социального обслуживания или дадут возможность переквалифицироваться. Правда, некоторым придётся ради новой работы в других регионах оставить уже свои семьи...

Оборудование раздадут другим учреждениям. Здание Центра самоуправления оборудуют под специализированные мастерские и центр мультифункционального обслуживания. Опасения людей о том, что помещения готовят для солдат НАТО, И. Яунземе прокомментировала сдержанно, отметив, что у неё такой информации нет.

На всё задуманное отводится три года. После этого, если получится закрыть «Калкуны», Латвия, по планам министерства, очевидно, избавится от очередного груза тоталитарного режима и ещё больше приблизится к образцу демократической страны.

Комментировать 20