В ПЖКХ – все для своих и ни дня без скандала 132

Ровно три года тому назад в результате «конкурсного отбора» кресло главы ПЖКХ – одного из градообразующих предприятий – занял тогда мало кому известный Евгений Оленов.

Из скупой информации в прессе горожане смогли только узнать, что 37-летний ставленник Думы получил в Латвийском университете высшее образование в области экономики и управления. Перед данным назначением он работал руководителем кредитного отдела Латвийского ипотечного и земельного банка, где, кстати, трудился и нынешний мэр Даугавпилса.

Но самое главное и важное условие, которому удовлетворял очередной назначенец (а они в 2013-м посыпались на Даугавпилс как из рога изобилия), – г-н Оленов был членом Латгальской партии, сопартийцем Яниса Лачплесиса. Так что, отношения у г-на Оленова и нынешнего мэра были особыми, проверенными временем и совместной работой.

Через пару месяцев, 4 февраля, г-н Оленов объявил о начинающейся реорганизации ПЖКХ, клятвенно пообещав, что о ее результатах сообщит через месяц. Как заявил тогда г-н Лачплесис, «Цель реорганизации – улучшить работу предприятия, сделать ее более эффективной для ее главного клиента – для собственников квартир нашего города».

Даугавпилчане, ожидавшие обещанного накануне муниципальных выборов снижения тарифов на тепло, восприняли «нововведения» как очередную попытку приХватизации ПЖКХ, для которой потребовалось на ключевых постах расставить своих, «прикормленных» людей.

Все для своих

Впрочем, реорганизация началась несколько раньше и вполне предсказуемо – с решения кадрового вопроса. Одним из первых кусок ПЖКХ-овского пирога вместе с должностью начальника вновь созданного строительного участка получил  Михаил Капелюшников, выступавший на последних муниципальных выборах в качестве соратника Петериса Дзалбе.

Одновременно на предприятии была создана новая должность – специалист по обслуживанию жилых домов с зарплатой в 500 латов. По протекции председателя Жилищного комитета Владислава Бояруна досталась она некоему Арису Пантевичу, который до этого назначения в качестве старшего по дому яростно разоблачал работу того же ПЖКХ. К слову, и для самого Бояруна (Латгальская партия) тогда были созданы и комитет, и должность; ему выделили кабинет в Думе и назначили зарплату в 850 латов.

Помимо организованной строительной бригады были созданы два отдела (юридический и отдел персонала), ряду работников повысили зарплаты. В итоге реорганизации было ликвидировано около 20 рабочих мест и столько же создано.

Параллельно с проведением реорганизации предприятия г-н Оленов успел провернуть прибыльное дело с вице-мэром Петерисом Дзалбе, курирующим ПЖКХ. По неофициальной информации, реорганизация ПЖКХ обошлась городу минимум в 100 тысяч евро. А по словам городского руководства и ПЖКХ, городу это не ничего не стоило, более того – и коммунальные проблемы теперь стали решаться качественнее и оперативнее.

Правда, у горожан по этому поводу несколько иное мнение. Вспомним хотя бы недавний скандал, связанный с утеплением дома № 70 по ул. Циетокшня.

«Свои» – «своим»

С появлением в ПЖКХ строительного участка под чутким руководством г-на Капелюшникова журналисты долго и без особого успеха выясняли, чем будет заниматься это подразделение и его шеф. Поначалу г-н Капелюшников кроме как в закупке дорогостоящей техники и умении рассказывать анекдоты ни в чем себя не проявил. А вот в этом году строители ПЖКХ продемонстрировались – в ходе проведенной проверки вскрылись огромные финансовые нарушения при ремонте ими муниципальных квартир.

Так, ПЖКХ выполняло ремонтные работы, которые запрещены правилами самой Думы, устанавливая заоблачные, по сравнению с рыночными, цены на стройматериалы. Более того, г-н Оленов давал «добро» на ремонт квартир там, где это финансово выгодно самому ПЖКХ, а не там, где это в первую очередь необходимо. В городе создалась ситуация, когда весьма обеспеченные люди, по ряду причин не приватизировавшие свои квартиры, имеют право претендовать на помощь от Думы на ремонт этих квартир. А все потому, что материальное положение арендаторов муниципальных квартир не принимается во внимание.

Для справки

На обслуживании ПЖКХ находится 848 домов, в которых более 30 000 квартир, из них свыше 4 000 – муниципальные. В 2015 году ремонт муниципального жилья обошелся городу примерно в 290 тысяч евро.

Ни дня без скандала

Как известно, утепление дома на Циетокшня, 70 проводилось при 60-процентном софинансировании со стороны Думы, 40% работ оплачивали собственники квартир. Договор на выполнение работ по проекту со строителями заключало ПЖКХ от имени жильцов. В итоге, собственники квартир на Циетокшня, 70 высказали ряд претензий, которые заключались в том, что при выполнении работ в проект было внесено несколько десятков изменений, с которыми собственники квартир были не согласны. По правилам, любые изменения в проекте строители согласуют с обслуживающей организацией, поэтому вина за расхождение с проектом полностью лежит на ПЖКХ, и в первую очередь – на его руководителе г-не Оленове.

Жильцы, например, не понимали, почему в их доме установлены 1,5-метровые желоба неизвестного происхождения, крепления которых заржавели еще до сдачи объекта в эксплуатацию, тогда как по проекту значилась установка 4-метровых желобов производства фирмы Rukki. Можно было бы понять, если таких изменений насчитывалось несколько – но не десятки. В самом проекте были допущены ошибки: так, одна из сметных позиций была продублирована, и 16 000 евро были посчитаны дважды. И если считается, что сейчас ПЖКХ стало работать лучше, то страшно подумать, каким было качество работы этого муниципального предприятия до реорганизации! Кстати, жильцы с Циетокшня, 70 справедливо посчитали, что за такие ошибки ПЖКХ и г-н Оленов должны нести материальную ответственность.

А недавний скандал с многоквартирным домом на Страдниеку, 99, когда ПЖКХ навязывало жителям ремонт балконов стоимостью в десятки тысяч евро? И это при том, что недавно многие балконы в доме были приведены в порядок самим же ПЖКХ! Мало того, что обследование здания проводилось на глаз, так еще и процедура закупки, закончившаяся предложением в 36 тысяч евро, прошла быстро и без согласия жильцов на данные работы. 

Буквально на днях стало известно, что из-за халатности ПЖКХ дом на Саулес, 66 недополучил законного софинансирования в Думе на утепление чердака – вместо 80% от стоимости утепления жильцы смогут получить только 60%, а могли и вообще не получить ни цента.

Не смог г-н Оленов без скандала организовать и вывоз мусора с обслуживаемой ПЖКХ территории. Напомним, что 1 августа 2014 года он как представитель ПЖКХ подписал с компанией Clean R договор на вывоз бытовых отходов. И тут же в Даугавпилсе случился «мусорный коллапс». Причина такого светопреставления проста: ПЖКХ провело собственное «расследование» и уменьшило и количество мусорных контейнеров, и периодичность их вывоза. По словам Е. Оленова, «было выявлено, что многие контейнеры заполняются мусором во дворах лишь на 70%. Именно поэтому и решили сократить их количество». Чем думал г-н Оленов, когда выяснял наполненность контейнеров бытовыми отходами, для даугавпилчан пока остается неразрешимой загадкой.

ПЖКХ и приватизация

В сентябре прошлого года в гордуме состоялся семинар по вопросам утепления многоквартирных домов с использованием фондов Евросоюза. Неожиданным для участников мероприятия стал рекламный щит общества с ограниченной ответственностью Daugavpils namsaimneks, выставленный в думском фойе у входа в конференц-зал. Как известно, принадлежащее литовской компании Būsto valda общество со стандартным уставным капиталом в 2800 евро было создано буквально за месяц до семинара.

В Латвии литовская фирма Būsto valda получила известность благодаря скандальной приватизации юрмальского ПЖКХ. Муниципальное предприятие в Юрмале было выставлено на аукцион по цене ниже рыночной. В положении об аукционе прописаны пункты, ограничивающие конкуренцию. 30 сентября 2014 года компания была продана с молотка единственному претенденту – литовской фирме Būsto valda.

Желание узнать, как трудится в курортном городе новоиспеченный Jūrmalas namsaimneks закончилось неприятным сюрпризом: Госполиция начала расследование действий должностных лиц этого домоуправления. Следствие ведется по разделу Уголовного закона о присвоении и мошенничестве – юрмальчане заподозрили своего нового домоуправа в уводе 300 000 евро из «ремонтных» денег. Был начат уголовный процесс.

Неравнодушные даугавпичане сделали логичные выводы: с подачи городских властей грядет очередная попытка приватизации ПЖКХ. Но руководитель ПЖКХ  Евгений Оленов сообщил, что никакой приватизации не планируется, а проблем в связи с приходом на рынок нового управляющего он не видит. «Конкуренция есть конкуренция, рынок есть рынок. Если компания хочет заниматься каким-то бизнесом, мы не вправе запрещать или препятствовать. Пожалуйста, приходите, показывайте, что вы можете – и работайте», – отметил тогда Е. Оленов.

Не странная ли, мягко говоря, позиция для руководителя предприятия и жителя города? Где это видано, чтобы деловые люди радовались, что у них появится конкурент?! Такое возможно лишь при условии, что этого конкурента в ближайшее время попытаются сделать партнером по совместному бизнесу. А раз так – то не лишены оснований слухи о попытках городских властей и руководства ПЖКХ провести приватизацию муниципального предприятия.

На фоне столь глобальных «достижений» ПЖКХ под руководством г-на Оленова перспектива ремонта в Даугавпилсе дворовых территорий за счет жильцов – это, право, такие мелочи…

Сотрудники KNAB начали проверку, возможно, незаконного расходования финансовых средств при ремонте в помещениях Музея шмаковки, который проводила ремонтная бригада ПЖКХ. Об этом мы расскажем своим читателям в ближайших номерах газеты «Наш город.»

Комментировать 132