Николай Кабанов: Парадоксы даугавпилсских выборов 66

По данным Управления гражданства и миграции, на начало 2017 года население Даугавпилса составляло 94196 человек, из них15% – неграждане.

По этому показателю второй город Латвии практически соответствует раскладу в стране. Но в этнополитическом отношении Даугавпилс значительно отличается от нашей республики.

Парадокс 1. 85% за русский язык

Как свидетельствует статистика Центральной избирательной комиссии, в 2012 году на референдуме по изменению Сатверсме, предусматривавшем присвоение русскому языку статуса второго государственного, из 40407 принявших в нем участие граждан Латвии в Даугавпилсе «за» проголосовало 85%. Это уникальный показатель среди всех крупных городов Латвии – для сравнения: в Риге за второй госязык проголосовало только 36%.

Выборы и референдумы проводятся для того, чтобы узнать – что в действительности думает народ. Поэтому относительно настроений двинских избирателей ясность получена – люди выступили за государственную политику, уважающую их национальные чувства и гарантирующую сохранение этнической самобытности. В этом лично я вижу важнейший результат того памятного голосования, пятилетие которого мы не так давно отметили. Потому, будучи депутатом XI Сейма, я собственной подписью поспособствовал организации того самого референдума – за что получил сполна, в частности, был исключен из делегации Латвии в парламентской ассамблее НАТО. Хотя среди демократических государств альянса есть такие, где официальный статус имеют несколько языков: французский и фламандский – в Бельгии; английский, шотландский и валлийский – в Великобритании; испанский, каталонский и галисийский – в Испании, и т.д.

Когда мы шли на референдум по языку – голосовали сердцем. Но далеко не каждые выборы представляют собой манифестацию этнической гордости. Иногда поиск вариантов становится более сложным и нюансированным, чем «за» или «против». При голосовании в Даугавпилсскую городскую думу гражданам предстоит определить фаворитов из 13 списков.

На этом фоне громогласные заверения в своей особой «русскости», коими отметились в последнее время некоторые кандидаты, выглядят, по меньшей мере, неуместно. Муниципальные выборы – это про другое. Пора включать мозг!

Парадокс 2. Калейдоскоп экс-мэров

Кроме завершающего полномочия градоначальника Яниса Лачплесиса в Думу созыва 2017 года намереваются попасть еще 5 бывших мэров. От партии «Честь служить нашей Латвии» их целых два – Рита Строде и Иварс Шкинчс; Жанна Кулакова занимает 1-е место в списке «Едины Латвии». Рихард Эйгим и Ливия Янковска – первые два места в образовании под дивным названием «Мусу партия». Однако столь широкий ассортимент даугавпилсских первых лиц сам по себе не означает качества. Ибо для горожан давно не секрет, что политика второго города Латвии уже третье десятилетие описывает некий цикл.

В этом порочном замкнутом кругу действуют не столько этнические (почему – было объяснено выше), сколько клановые соображения. Влиятельные экономические группировки номинируют своих ставленников, позволяя им имитировать «власть» или «оппозицию», а в Даугавпилсе все остается – плюс-минус – по-старому. Некоторым утешением для промотавших народное доверие мэров становится мандат депутата сейма, где, впрочем, ни один из них не снискал знаковой карьеры.

Парадокс 3. Чужие здесь не ходят

После нашумевшего псевдодокументального фильма BBC о Третьей мировой, случившейся из-за мнимых сепаратистов Латгалии, государственные мужи из Риги поспешили заявить о принятии срочных политических мер по предотвращению нежелательного развития событий. Но явиться в Даугавпилс, судя по сведениям Центральной избирательной комиссии, партии национальной коалиции по-прежнему боятся. Наглядный пример – то, что лишь Союз зеленых и крестьян составил более-менее пристойный список, где есть даже два экс-депутата парламента – Виталий Айзбалтс и Инара Островска. А вот «Единство» ограничилось лишь «демонстрацией флага» из 5 молодых людей 1987-1995 гг. рождения. Что же касается Национального объединения, то выставляться в Даугавпилсе оно даже не попыталось.

С другой стороны, зачем впустую надрываться, когда все установки правящей на государственном уровне право-национальной коалиции с успехом реализовывал действовавший мэр Лачплесис? А помогали ему в этом сателлитные политиканчики, которые в Фейсбуке скромно озвучивают зарплату «290 евро, как у всех», но почему-то забывают приплюсовать тысячи евро от муниципальных предприятий, прямыми выгодополучателями коих являются.

А вот участвующая в местных выборах социал-демократическая партия «Согласие» нацелена на слом устаревшей парадигмы управления городом. Поэтому от своего списка выдвинула человека нового – 35-летнего Андрея Элксниньша, которого можно считать лидером активности трех созывов парламента: не было ни одного принципиального законопроекта, по которому он не выступал бы, аргументированно и жестко. Как и положено адвокату, дипломанту Латвийской полицейской академии, Европейской академии права и Кембриджского университета.

За неполные три года полномочий XII Cейма А. Элксниньш более 100 раз выступил в дебатах или с сообщениями по законопроектам. Для сравнения: Янис Лачплесис в бытность депутатом VII Cейма поднимался на трибуну всего 4 раза – за четыре года! Примерно такую же «эффективность» продемонстрировала Рита Строде – за год полномочий X Сейма она выступила 1 раз. У Рихарда Эйгима – вообще 0 выступлений за 3 года XII Cейма! Такую статистику дает сайт saeima.lv.

…То, что «Согласие» делегировало в Даугавпилс своего сильнейшего игрока – не случайность: А. Элксниньш здесь родился и окончил школу. И он готов применить свою профессиональную компетенцию, чтобы управление Даугавпилсом сделать столь же эффективным, как в Риге, где оно является самым дешевым в Латвии: 10 евро с небольшим на жителя в год (по данным Министерства среды и регионального развития).

Какой выбор сделает даугавпилсский избиратель – остается загадкой. Но учитывая огромную популярность Нила Ушакова и Айвара Лембергса, можно предположить, что город, скорее всего, проголосует за кандидатов, которых делегировали самые популярные мэры Латвии.

А мы в следующем нашем обзоре постараемся разобраться, какие предвыборные технологии применяются в Даугавпилсе для управления волей граждан, и насколько это соответствует закону.

Комментировать 66