Вместо тира – автостоянка, или Куда уедет тир? 179

Стрелки и биатлонисты категорически против переноса тира в здание университета.

В субботний полдень в городском тире в Центральном парке жизнь бьет ключом: проходят соревнования на Кубок Даугавпилсской детско-юношеской спортивной школы по пулевой стрельбе, тренируются биатлонисты.

«Даугавпилсский тир – единственный лицензированный комплекс в Латгалии, где можно проводить соревнования республиканского масштаба, – рассказывает известный в городе тренер и спортсмен Дмитрий Терентьевич Васильев, 10 лет возглавлявший Детско-юношескую спортшколу. – Тир сейчас подчиняется Олимпийскому центру. Он состоит из четырех отдельных тиров: 10-метрового (для стрельбы из пневматического оружия), 25-метрового (для стрельбы из всех видов пистолетов), 50 метрового (для стрельбы из винтовки и пистолета) и тира для биатлонистов (тоже 50 м). Тут же находится специальное помещение для хранения оружия и боеприпасов.

Центральный отсек комплекса был построен в 1956 году и до 1990-го принадлежал ДОСААФ. В 80-е годы была проведена реконструкция тира – были достроены три тира. Помимо воспитанников спортшколы здесь тренируются сотрудники Государственной и Муниципальной полиции, Робежсардзе, инкассаторы и охранники банков. Они платят деньги за эксплуатацию тира».

  Из стрелкового прошлого

На вопрос об успехах наших стрелков Дмитрий Терентьевич отвечает: «Пулевая стрельба – это олимпийский вид спорта. В Даугавпилсе сложились очень хорошие стрелковые традиции. Даугавпилчанин Афанасий Кузьмин здесь начинал тренироваться и вошел в состав сборной СССР. В 1988-м он стал олимпийским чемпионом в Сеуле, в 1992-м в Барселоне для Латвии принес серебряную медаль. Кузьмин был участником восьми(!) Олимпийских игр, его достижение занесено в Книгу рекордов Гиннесса. В этом тире тренировался биатлонист Олег Малюхин, старающийся сейчас помогать Федерации биатлона как тренер. Он – участник пяти Олимпийских игр.

Как стрелок и как тренер я в этом тире работаю с 1963 года. Начал заниматься стрелковым спортом в 13 лет, мой старший брат тогда уже два года ходил в этот тир. Через год я уже вошел в юношескую сборную Латвии. В 1964-м участвовал в Чемпионате СССР среди юношей. Выступал за сборную Латвии, был чемпионом Вооруженных сил.

Еще в первые годы независимой Латвии, во времена правления Валдиса Лаускиса, нами поднимался вопрос о том, чтобы в тире сделать перекрытия – накрыть комплекс крышей, и тогда звуки выстрелов никому не будут мешать. Единственный, кто отнесся с пониманием к предложению, по словам Васильева, был Алексей Видавский. Тир тогда стоил 13 000 латов, город выделил эту сумму и выкупил стрелковый комплекс из госнедвижимости, передав его в Управление образования. По сути, Видавский сохранил для города стрелковый тир. Во всех помещениях тира был выполнен косметический ремонт.

 

Проекты менялись как мэры

Предложения стрелков выслушивали все последующие мэры, в т.ч. и нынешний, Рихард Эйгимс. Во время своего первого мэрства он предложил перенести тир в здание общежития в Гайке, около Даугавы. Там был спортивный зал, не только тиры, и могли заниматься многие спортсмены – штангисты, футболисты. После снятия Эйгимса с должности проект прекратил свое существование. В дальнейшем, как поговаривают, это общежитие было продано Огрской трикотажной фабрике.

Р. Эйгимс предлагал даугавпилсским стрелкам и крайне неудачный проект – приспособить под тир бомбоубежище завода ДауЭР, сырое подземное помещение, где вести стрельбу категорически запрещено, так как углекислый газ и свинец после выстрелов накапливается в помещении и приводит к отравлению людей.

Предлагалось также перенести тир в здание на Циетокшня, 61, где уже была построена первая очередь детско-юношеской спортивной школы для фехтовальщиков. Там предполагалось на первом этаже построить стрелковый тир на 15 бойниц, а на втором этаже оборудовать зал для спортивных игр. Была сделана вся техническая документация, которая городу обошлась примерно в 5-7 тысяч латов. Но со сменой очередного мэра этот проект тоже был закрыт.

Как известно, в 10-й средней школе нет спортзала. Появилась идея первый этаж зала, который планировалось строить, отдать под стрелковый тир. Проект хороший, но и он, как предыдущие, приказал долго жить. На сегодняшний день есть только одна реальность – убрать тир с места, которое он занимает уже более шестидесяти лет. Но предложение о переносе тира в Даугавпилсский университет – в помещения, которые используются как спортивный манеж – специалисты стрелкового спорта воспринимают крайне негативно.

 

Слово стрелкам

«Я вне политики, – признался Дмитрий Васильев. – Но пока не будет нормальной альтернативы стрелковому комплексу, мы, стрелки, будем до последнего защищать интересы детей и взрослых спортсменов. В спортшколе работают 3 тренера по стрелковому спорту, здесь занимается 60 человек. И еще – 40-50 биатлонистов. Университетские помещения не предназначены для занятий стрелковым спортом, они подходят лишь для начальной военной подготовки. Кроме того, обеспечить безопасность хранения немалого количества оружия в университете будет практически невозможно».

Тренера Васильева поддержал и преподаватель ДУ, глава замечательной спортивной семьи Андрис Вагелис. Он, его жена и двое дочерей весьма успешно защищают честь города на соревнованиях по стрелковому спорту. Андрис, его дочери Анете и Арта – мастера спорта, мама Вия – кандидат в мастера. «Тир ДУ для спортивной стрельбы не годится – соглашается Вагелис. – Его в 1988 году построили в подвальном помещении для учителей начальной военной подготовки. Там практически нет никакой вентиляции»

2017-й, революционный

В январе этого года на заседании гордумы депутаты внесли поправки в план действий и инвестиций по программе развития Mana pils – Daugavpils на 2014-2020 годы. Было запланировано в 2017 году начать реализацию проекта по созданию в Центральном парке летнего концертного зала имени Оскара Строка.

Через полтора месяца тогдашний вице-мэр Петерис Дзалбе заявил, что уже разрабатывается рабочее задание и в ближайшее время самоуправление объявит конкурс на проектирование. В проекте будет предусмотрено два пункта: концертный зал и возможность переноса тира в другое место. И вот, наконец, неделю назад члены градостроительной комиссии Думы одобрили решение о строительстве в Центральном парке летнего концертного зала.

Как озвучила глава Градостроительного департамента Санта Пупиня, зал на 1500 мест (комплекс со сценой, зрительным залом, летними кафе и площадкой для аттракционов) планируется построить там, где раньше были карусели. А на месте городского тира будет обустроена дополнительная стоянка для машин публики, приезжающей на концерты. В общем, даугавпилсский зал будет построен по типу юрмальского «Дзинтари» и тоже будет работать только в летний период.

Тир же, как сообщает приближенная к нынешнему городскому руководству пресса со ссылкой на мэра Р. Эйгимса, отстроят в новом корпусе Даугавпилсского университета. Землю под нынешним тиром, по неофициальной информации, отдадут в частные руки.

А ведь есть замечательный вариант создания в городе современного стрелкового комплекса, о котором год назад Дмитрий Терентьевич Васильев рассказывал мэру Янису Лачплесису и вице-мэру Янису Дукшинскому – построить тир в двух неработающих цехах Дроболитейного завода, получив, таким образом, шикарный спортивно-туристический центр. Меры безопасности там соблюдены, коммуникации подведены, есть помещения для хранения оружия и боеприпасов, туалеты, крыша. Нужно лишь прислушаться к мнению стрелков и выкупить эти строения.

Янис Кудиньш, директор ДУ по маркетингу: «Конечно, сначала надо сделать реконструкцию погреба, т. к. помещение уже не соответствует требованиям тира. Там планируется установить специальные звукоизолирующие панели. Тир появится только в том случае, если не будет мешать студентам. Для этого сначала будут проведены все необходимые проверки. Также предполагается сделать отдельный вход в погреб. Но дальнейший процесс переноса тира зависит от финансирования Думы для реновации помещения»

Комментировать 179