Наша история: как и почему расстреляли священнослужителей Александро-Невского собора? 30

В ночь на 28 марта 1919 года по решению Двинской комиссии по охране порядка в городе были расстреляны настоятель собора Александра Невского протоиерей Феодор Румянцев и староста этого храма Михаил Говорович.

28 марта 2018 года на даугавпилсском православном кладбище состоялось богослужение, посвященное 99-летней годовщине со дня их мученической кончины.

Здесь, справа от входа в Никольскую церковь, сохранилась могила Федора Румянцева. В настоящий момент Даугавпилссско-Резекненской епархией готовятся материалы для возможной канонизации невинно убиенных праведников.

До самой смерти

В 1877 году Феодор Румянцев был рукоположен во священство к динабургскому Александро-Невскому собору. В этом храме батюшка прослужил более 40 лет, до самой своей смерти. Также отец Феодор обучал Закону Божиему в двинских женских гимназиях – казенной и частной. Сохранились воспоминания о том, что батюшка так любил своих воспитанниц, что даже на экзаменационных проверках стремился помочь им,ободрить и утешить их.

В 1886-1887 годах батюшка был благочинным Двинского уезда. В 1904 году отец Феодор принимал участие в торжественной встрече Николая II. В дар императору местные священники поднесли икону святого благоверного Великого князя Александра Невского. Сохранилась старинная фотография, на которой отец Феодор Румянцев запечатлен рядом с императором.

Из воспоминаний современников

Отца Феодора в Двинске любили. В старых газетах можно найти добрые рассказы о нем. Память о нем увековечена и в романе «Город Эн» – известном произведении уроженца нашего города Леонида Добычина.

В первый раз в книге батюшка упоминается говорящим поучительное слово: «Он приосанился и сказал проповедь на тему о скорбях. «Не надо избегать их, – говорил он, – Бог нас посещает в них. Один святой не имел скорбей и горько плакал. «Бог забыл меня», – печалился он». В другой раз отец Феодор упоминается в романе в связи со смертью отца писателя. И вновь батюшка говорит о скорбях: «Отец Феодор сказал в этот день интересную проповедь: он обращался к маман, называл ее, точно в гостях, по имени-отчеству и говорил ей «ты». «Бог послал тебе скорбь, – говорил он, – и в ней посетил тебя. Был святой, не имевший скорбей, и он плакал об этом».

Другой двинчанин рассказывал: «Возился я с товарищами около церкви и вдруг, сам не зная как, забыв снять шапку, ворвался в храм... Шапку мне тотчас же смахнули с головы, но конфуз для меня, десятилетнего мальчонки, вышел огромный... Мать долго стыдила и стращала меня «батюшкой». Смутился я очень и с затаенной тревогой ждал исповеди... Пост соблюдал исправно и молился искренно и горячо. Когда же подошла моя очередь, я бухнулся на колени перед аналоем и, всхлипывая, стал причитать: «В церковь в шапке... э... э...». Отец Феодор, высокий и седой, с задумчивым выражением добрых глаз, погладил меня по голове и мягко произнес: «Ну... не плачь, плакать не надо... Бог простит...».

«Ну а сладостей ты у матери из буфета не таскал?» – прибавил он добрым голосом, и морщинки запрыгали у него на ласковом лице... И на душе стало так тепло и радостно… И когда батюшка накрыл мою голову епитрахилью и стал произносить разрешительную молитву, мне показалось, что сам седовласый Бог Отец опустился из туманной выси и во образе доброго батюшки снял с моей души мои грехи...».

И далее: «Голодный год... Лютые морозы... Болезни... Тиф... Сестра моя слегла, желтенькая, слабенькая, пожелала поговорить с батюшкой. Пошел я к отцу Феодору на квартиру: «Батюшку бы мне, сестра захворала, хочет помолиться...». Ни минуты не задумался добрый батюшка. Пришел, сел у изголовья больной... «Ничего, выздоровеешь, – говорил он ласково и внушительно. – Вот смотри на меня: седой я и сгорбленный, а все-таки бодрюсь... Богу надо молиться, и Он тебе поможет...».

Мученическая гибель

27 марта 1919 года большевики арестовали около 100 видных двинчан, которых на следующий день расстреляли без суда и следствия. Среди них были протоиерей Феодор Румянцев и староста Михаил Говорович. Список приговоренных к расстрелу, среди которых «в подавляющем большинстве были самые обыкновенные люди, не богачи и фабриканты, не банкиры и титулованные особы», был опубликован в газете «Красное Знамя» от 31 марта 1919 года.

После расстрела конвоиры ограбили тела убитых, а затем сбросили их в Даугаву, под лед. По рассказам старожилов, ксендз одного из селений, расположенных ниже по течению Даугавы, в течение нескольких последующих дней вылавливал из воды изуродованные тела расстрелянных и хоронил их как безымянных. Менее десяти трупов из 100 убитых были опознаны родственниками и похоронены на городских кладбищах.

Но несколько человек в суматохе ночного расстрела выжили и спаслись. В 1930 году «Двинский голос», ссылаясь на них, писал: «Среди массы убитых коммунистами в 1919 году жителей нашего города вспоминается светлая личность мученически погибшего настоятеля Александро-Невского собора города Двинска протоиерея Феодора Румянцева. Покойный был буквально зверски замучен, так как кроме пулевых ранений на всем его теле было много штыковых ран, и труп был спущен в прорубь реки Двины, под лед».

Ранее газета сообщала: «Тело его было найдено по окончании ледохода, между глыб льда, с застывшей в совершении крестного знамения рукой…

Прихожане и почитатели покойного, получив от коммунистических властей разрешение на погребение тела убитого протоиерея Феодора Румянцева, перенесли останки его для отпевания в Александро-Невский собор. Но в тот момент, когда надо было выносить тело покойного, в храм с криком и руганью ворвался отряд красноармейцев с коммунистом Дуче во главе. Озверевшая банда арестовала гроб с покойником и духовенство, а молящихся грубо выгнала из храма, где их и окружили красноармейцы с ружьями на изготовку… Началась проверка документов, и тех, у кого их не оказалось, арестовывали. Всех задержанных с духовенством отвели в ЧК, а тело протоиерея Феодора Румянцева отправили на кладбище под конвоем красноармейцев. Гроб с останками священника Феодора Румянцева был брошен в могилу и наскоро засыпан землею».

P.S. Использованы материалы и фото Даугавпилсско-Резекненской епархии. «Наш город.» благодарит отца Дионисия за помощь в подготовке публикации.

Комментировать 30