Судьбы людские: Сталинская благодарность и другие главные драгоценности даугавпилчанина Александра Кувшинова 30

Залпами салюта закончился праздник Победы, но даугавпилчане продолжают вспоминать и перебирать реликвии, оставшиеся на память о родных, погибших на фронтах Второй мировой войны.

Александра Ивановича Кувшинова в нашем городе знают многие. Уроженец Даугавпилса, человек умный, образованный, с хорошим чувством юмора, большой труженик – 44 года трудового стажа из 68 прожитых лет. Все, кому довелось с Александром Ивановичем работать на Заводе приводных цепей, «Электроинструменте» или общаться, когда он возглавлял жилищный кооператив «Форштадт», вспоминают его добрым словом.

Поводом же для нашей встречи послужил очень интересный документ, на который Александр Иванович наткнулся, просматривая семейный архив.

Сталинская благодарность

Этот документ – благодарности Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского Союза Сталина отцу Александра Ивановича – «гвардии рядовому Ивану Гордеевичу Кувшинову как участнику Великой Отечественной войны:

1.за освобождение Борисова в 1944 году

2.за освобождение столицы советской Белоруссии города Минска 3 июля 1944 года

3.за освобождение столицы советской Литвы города Вильнюс 13 июля 1944 года

4.за взятие городов Пренцлау и Ангермюнде 27 апреля 1945 года

5.за….

6.за взятие городов Штральзунд, Гриммен, Деммин, Мальхин, Варен, Везенберг 1 мая 1945 года

7.за взятие городов Росток и Варнемюнде – крупных портов и важных военно-морских баз на побережье Балтийского моря 2 мая 1945 года

8.за взятие городов Барт, Бад Доберан, Нойбуков, Варин, Виттенберг и соединение с союзными нам английскими войсками 3 мая 1945 года».

Время, а это более 70 лет, довольно жестоко обошлось с документом, но большую часть текста сталинской благодарности можно прочитать свободно.

К слову сказать, особо озабоченным не стоит искать в обнародовании этого документа тайного смысла и вещать ярлыки «сторонников сталинизма». Все это – история, которая, как известно, не знает сослагательного наклонения (кстати, эту фразу гейдельбергского профессора Карл Хампе произнес именно Сталин в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом).

Александр Иванович бережно хранит отцовскую кожаную сумку-планшет, его награды. И пусть большинство из них – юбилейные медали, Кувшинов демонстрирует их с гордостью, повторяя: «Это наши драгоценности».

Драгоценность для Кувшинова и икона предков-староверов. Ценит Александр Иванович ее не за старину письма, а как память, как наследие предков.

Воспоминания об отце

Отец Александра Ивановича, Иван Гордеевич Кушинов (нет никакой опечатки: фамилия «Кувшиновых» именно так писалась до дойны, это уже потом в отцовские документы вкралась ошибка) родился в 1926 году, и когда началась война, ему было всего 15 лет.

«Наши родные многое претерпели, – рассказывает Александр Иванович. – Семья отца жила в селе Гороховатка Боровского района Харьковской области. Незадолго до войны была выселена в Сибирь, в Кемеровскую область, в Юргу. Оттуда дед Гордей Степанович, мой дядя Николай Гордеевич, а потом и отец пошли на фронт.

Воевали в пехоте, рядовыми. Дядя погиб под Ленинградом, дед – в Новгородской области. Дядину могилу так и не удалось разыскать, а вот дедову не так давно нашел. Помогли российские поисковики, с которыми связался по социальным сетям. Вышел на них через своего брата. Администрация Федорковского сельского поселения Новгородской области сообщила мне, что мой дед погиб 13 апреля 1942 года и похоронен на местном братском кладбище «Ясная поляна».

Отец был контужен, после войны его комиссовали, так как он получил туберкулез костей. Полтора года он лежал в гипсовом корсете».

Отец Александра Ивановича был человеком сильным. После армии он поступил в Ленинградское пожарно-техническое училище, получил офицерскую должность и распределение в Латвию. Иван Гордеевич даже был комендантом Даугавгривской тюрьмы. Правда, всего один день, потому что на следующий его отправили работать в Добеле. Кувшинов-старший был пожарным инспектором округа.

На вопрос «Что отец рассказывал о войне?», Кувшинов, вспоминая, сказал: «Отец о войне рассказывал неохотно. Не рассказывал он и о своем участии во встрече с английскими войсками, хотя и был ее свидетелем. Разве что шутливо вспоминал, как в Кенигсберге они наткнулись на винные погреба: чтобы добраться до вина, наши солдаты расстреливали из автомата винные бочки».

В Юрге, куда была выселена семья отца, Кувшинов побывал в 90-х годах, когда Россия держала Латвию по распоряжению Ельцина на «голодном пайке металла». Александр Иванович отправился в командировку «добывать» сырье, быстро решил все вопросы и отправился в Юргу. Ныне скайп решает все проблемы общения и помогает поддерживать тесные отношения с «сибирской» родней.

Из жизни отец Александра Ивановича ушел в 2006 году, в тот год ему должно было исполниться 80 лет.

Чем заняться на пенсии?

О ком бы мы ни вспоминали с Александром Ивановичем, он говорил: «Хороший человек». И раз вскользь добавил: «А я с плохими и не работал».

Не в натуре Александра Ивановича сидеть без дела. И, хоть здоровье оставляет желать лучшего, ныне Кувшинов по-прежнему активен: общается в социальных сетях, коллекционирует кружки, фотоаппараты, картины. Когда Александра Ивановича спросили, какие картины он собирает, тот оптимистично заявил: «Те, которые нравятся».

На видном месте в доме Кувшиновых висят работы дочери. Алена с семьей уже без малого 10 лет живет в Англии.

Сейчас Алена с мужем оформляют гражданство Великобритании. Проблемы в том, что дети уехали жить за границу, ни сам Александр Иванович, ни его супруга не видят. Современные средства связи решают все вопросы общения, ведь родных можно не только слышать, но и видеть. Тем более, дочь с зятем и внучкой Юленькой регулярно приезжают к родителям в гости.

Комментировать 30