«Latgales alus»: Пивоварня XXI века, или как возродилось латгальское пиво 48

На протяжении всех времен наш край – Латгалия – славился пивом. Традиционный ячменный напиток здесь варят уже более двух с половиной столетий.

В этом году возродившееся производство Latgales alus отмечает пятилетие с момента, когда оно снова начало радовать любителей превосходным и отменным вкусом живого местного пива. Эта дата – хороший повод заглянуть в богатую историю пивоварения в Латгале, которую новый завод успешно продолжает писать. 

Напиток предков, пользующийся огромным спросом 

В первой половине XIX века рядом с городской территорией, на берегу Даугавы, купец первой гильдии Шевел Гурвич начал открывать новые производства в районе Гаек.  В 1860 году Гурвич открыл здесь свою пивоварню, на которой в то время трудились 8 человек. Его предприятие производило 12 тысяч ведер пива в год. Местное пиво было великолепным и пользовалось огромным спросом.  

Спустя всего лишь год на производстве уже работали 13 человек, а объем производимого золотистого напитка увеличился до 23 тысяч ведер в год. Пивной бизнес в городе стремительно развивался, чему способствовало открытие в конце 1861 года железной дороги Рига – Динабург. В последующие годы железный узел связал Динабург с Полоцком, Витебском, Орлом, Царицыном и Варшавой.  

В городе росла промышленность, а вместе с ней и численность населения, поэтому производство пива также увеличивалось из года в год.  

Случались, конечно, и форсмажоры: так, в августе 1864 года разразилась буря, которая сорвала с якоря несколько плотов, принадлежавших Гурвичу. Один из них был гружен ячменем для солода. Сорвавшиеся плоты повредили городской мост, а ячмень затонул. Но это, естественно, не остановило производство пива. В городе с каждым годом росло количество питейных заведений, где ценилось пиво Гурвича. В дубовых бочках оно поставлялось в Ригу, Полоцк, Витебск и другие города. 

В 1886 году Гаек присоединили к Динабургу, и пивоваренное производство Ш. Гурвича стало крупнейшим в Витебской губернии, в состав которой входил в то время наш город. Завод уже производил 80 тысяч ведер пива в год, а на производстве трудились 35 человек. Существующие городские пивоварни не выдержали конкуренции и закрылись. Сам Гаек начал стремительно развиваться: район благоустраивался и хорошел. Рядом с пивоварней был возведен и освящен старообрядческий храм.  

Примечательно, что производство пива касается родственников двух очень известных людей. Шевел Гурвич имел общий бизнес с крупным лесопромышленником Соломоном Вовси, отцом всемирно известного актера и режиссера Соломона Михоэлса, имя которого носит одна из улиц Даугавпилса. А пиво, которое отправлялось во все концы Витебской губернии и далее, было разлито в дубовые бочки, которые делал прадед будущего народного поэта Латвии Яниса Райниса. Эти бочки ценились по всей Латвии. 

От «ТОП-10» до закрытия завода 

К концу XIX века пивоваренный завод Шевела Гурвича входил в десятку самых крупных пивоварен европейской части России и Царства Польского. 

Количество работников достигло 50 человек, которые производили 150 тысяч ведер пива в год. Развитию пивоваренного дела способствовало появление в 1889 году водопровода. Одним из первых к центральной системе водоснабжения было подключено производство Ш. Гурвича, что, несомненно, улучшило качество пива.  Но не все было гладко. 1 июня 1908 года разразился страшный пожар, бушевавший в городе почти неделю. Пивоваренный завод понес огромные убытки, которые, благодаря прозорливости хозяина, были возмещены банками по страховке. Не миновали Гаек и неоднократные наводнения из-за затопления разливающейся Даугавы. 

В период Первой мировой войны и смутные революционные годы завод нес убытки и несколько раз разрушался. С 1914 по 1940 год производство пива сократилось в 4 раза (по сравнению с довоенным уровнем). Но если многие производства города после мировых и гражданских войн так и не возобновились, то пивоваренный завод продолжал работать. За период Первой независимости Латвии пивоварню несколько раз отстраивали заново! 

Во время Второй мировой войны завод «Латгалес алус» был полностью разрушен. Немцы взорвали производственные цеха, все оборудование было вывезено в Германию.  

В советское время, учитывая особое значение для жителей Латвии их национального напитка, правительство приняло решение о срочном восстановлении уничтоженного пивоваренного производства. Первая очередь завода «Латгалес алус» вступила в строй в 1949 году. Производство с годами набирало обороты, улучшалось качество и ассортимент продукции. Пиво «Латгалес алус» стало известным далеко за пределами Латвии. За опытом приезжали пивовары из Германии, Чехии, Польши. «Латгалес алус» долгие годы занимал лидирующие позиции в Латвии и становился победителем многих международных выставок.  

Пришли 1990-е годы. Как и многие производства, «Латгалес алус» оказался в кризисной ситуации: завод переходил из одних рук в другие. После постоянного снижения выпуска продукции производство пива было полностью прекращено. Это произошло десять лет назад – в 2008 году.  

Пивоварня XXI века: как возродилось латгальское пиво 

В 2013 году предприниматели решили вернуть славное имя производителей пенного напитка в Даугавпилсе. Практически на месте бывшей пивоварни Гурвича был возведен новый завод. В течение года с нуля был построен цех, завезено оборудование, и 5 лет назад начался выпуск первых партий знаменитого на весь регион и Латвию пива. В завод были вложены большие средства, на нем начали производить живой качественный напиток в небольших объемах. Приличная часть этого объема поначалу уходила на экспорт: в Белоруссию и Россию, а также в страны, которые славятся своими пивоваренными традициями – в Германию, Чехию и Словакию.  

Местные технологи в соавторстве с потомственными пивоварами Чехии и Словакии разработали рецептуру двух марок – «Латгале» и «Динабург». Это было настоящее живое пиво с небольшим сроком хранения. Названия были выбраны не случайно. На заводе гордятся своей историей и своим уникальным по природе и красоте краем, где многие столетия дружно живут люди разных вероисповеданий и национальностей. Латгальское пиво впитало в себя лучшие качества пивных традиций Европы. Здесь не забыли и об уникальных традициях настоящего живого пива Латвии, которые воплощаются в производстве напитка.  

После начала производства от партнеров были получены первые лестные отзывы о возродившейся марке Latgales alus. И уже в первый год своего существования в возрожденном виде предприятие заработало весомый авторитет. И продолжает сохранять его на протяжении 5 лет, постоянно вводя какие-то новшества, разрабатывая рецептуры новых пивных марок, покоряя любителей пенного напитка и завоевывая все больше и местный рынок, и рынки других стран. Это был долгий и кропотливый труд в восстановлении старого доброго имени Latgales Alus, которое снова известно всей Латвии и зарубежным странам. 

Горожане и гости нашего города знают: живое пиво из сердца Латгалии – Даугавпилса – это удовольствие, в котором трудно себе отказать. И не только летом, но и в другие времена года, не забывая при этом о культуре потребления слабоалкогольных напитков. 

Кстати 

Самое раннее упоминание о пивоварении в Даугавпилсе найдено в «Инвентаре староства Динабургского» за февраль 1765 года. Там отмечено, что жители города «питаются земледелием и продажей напитков». С большой долей вероятности можно утверждать, что среди этих напитков было и пиво. В архивных документах есть сведения, что в 1840 году М. Фридлянд открыл в Даугавпилсе пивоваренное производство с шестью рабочими. А в 1849 году Х. Шлюпер открыл вторую пивоварню с тремя рабочими. 

«Наш город.» напоминает: чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью!

Комментировать 48