Судьбы людские: руководитель общества инвалидов «Илгас» Анна Станкевич 12

Пять лет Анна Станкевич, 53-летняя женщина с солнечной улыбкой, руководит обществом инвалидов «Илгас»–организацией, которая стремится зарабатывать, а не ходить с протянутой рукой.

9 лет назад после тяжелой болезни Анна получила III группу инвалидности пожизненно. Первое время занималась домашними делами, много читала, старалась больше двигаться, гуляла. Как-то, проходя по улице Виенибас, заглянула «на огонек» в «Илгас» и… задержалась.

Ее живой и деятельной натуре было мало поддерживать дома идеальный порядок и встречать с работы мужа приготовленным ужином – ейтребовалосьдело. И Анна его нашла. Для нее этим делом стала помощь таким, как она сама, инвалидам с нарушениями опорно-двигательной системы.

Дела общественные

«Мой жизненный девиз – меньше просить, больше делать самому, – говорит Анна. – Люди к нам идут. И мы пытаемся помочь им решить их проблемы. А они – самые разные: например, жилищные.

Детдомовская молодежь жила в ужасных квартирах. Парень – инвалид IIгруппы с больными ногами – получил квартиру на 5-м этаже. Для него подняться домой и спуститься – согласитесь, большая проблема. Мы ее решили. Двум девочкам – двойняшкам-инвалидам – выделили квартиру, в которой более 20 лет не было ремонта. Жилье до этого принадлежало пьяницам – представьте, в каком состоянии оно находилось. А что могут сделать девочки, которые получают пенсии 128 евро и 68 евро?! Чем-то помогла Дума, что-то мы сделали сами, но квартиру привели в порядок. Вот так и живем – один другому помогаем. Если, не дай Бог, пришла беда – нужно идти к людям».

Сейчас в «Илгас» состоит 72 человека, из них 18 колясочников. Организация существует главным образом на средства от продажи изделий ручной работы, спонсорской помощи и поддержки самоуправления города. В «Диттоне» у Общества есть два торговых места, где можно заказать оригинальный декор на любые случаи жизни. У «Илгас» есть «фишка»: своих людей здесь бесплатно учат искусству флористики.

О том, какие замечательные вещи, радующие глаз и греющие душу, делают эти люди, напоминает забавный Домовенок, которого Анна подарила всем нам «на счастье».

В родне – латыши и немцы

Анна родилась в Прейли. В нашем городе оказалась просто – вышла замуж за даугавпилчанина.

Воспитывалась в многодетной семье. Их, детей, у родителей было пятеро, Анна – средняя. Удивительно, что родители Анны познакомились в Сибири. Предки по материнской линии были выходцами из Германии, пару веков назадперебравшимися в Россию на постоянное местожительство. Так что по матери Анна – немка (может, потому она такая аккуратная и дотошная в делах). А вот по отцу – латышка. После Второй мировой войны ее отец, уроженец Прейльского края, был выслан в Сибирь, где они с мамой и познакомились.

В конце 50-х семья вернулась на родину отца. Не раз была возможность уехать в Германию, где живет родня, переехавшая туда из Сибири. Прейльчане поддерживают с родственниками дружеские отношения, но желания покинуть Латвию ни у кого не было. Хотя возможность такая есть и до сих пор.

«Когда приехали в Латвию, мама ни словечка не знала по-латышски, – рассказывает Анна. – Папины родители были латышами и общались только на своем языке. Мама вспоминала: «Говорить по-немецки могу, по-русски могу, а по-латышски мне было очень тяжело. Как-то резали поросенка. Свекровь говорит: «Атнес акнас». Хожу вокруг дома, думаю, что нужно с окнами делать. Оказалось, нужно было печень принести… Старики были строгими: «Не хочешь учиться – возвращайся назад в Сибирь». Мама очень хорошо говорила по-латгальски, хуже – по-латышски. Никто не мог сказать, что она приехала из России.

Родители были великими тружениками и нас так воспитывали. Мама с 8 лет уже доила коров».

Как приходит беда

Анна росла крепким и здоровым ребенком, никогда ничем не болела. Но когда ей было всего 4 годика, произошло событие, оставившее болезненный след на всей жизни Анны. Рядом с ними по соседству жила бездетная семейная пара. Девчушка считала их своими друзьями и частенько бегала к ним в гости. Однажды, желая порадовать хозяйку, Аня собрала у нее в огороде недозрелые бобы и принесла в дом. Женщина трудов ребенка не оценила и выпорола ее крапивой за то, что малышка «похозяйничала на чужом огороде». Для 4-летней девочки это стало тяжелым стрессом и не самым лучшим образом сказалось на ее здоровье.

Анна мечтала стать кулинаром, получила специальное образование, но работать по специальности не смогла. Выяснилось, что у нее серьезные проблемы с сердцем, и работать рядом с печами для нее очень вредно.

Несколько лет назад, когда Анна ехала из Даугавпилса в Прейли на работу, почувствовала боль в правой руке, которая начала неметь.

«Я обратилась к семейному врачу, – вспоминает Анна. – Он отправил меня к невропатологу. Мне сделали обезболивание. Ночью начались сильнейшие боли. Вызвали «скорую», которая сказала, что это не их случай. Несколько дней провела дома на обезболивающих. Опять вызвали «скорую», и муж настоял, чтобы меня отвезли в больницу. Я там отлежала три с половиной месяца.

Врачи не могли понять, что со мной. Ясно стало, когда я частным образом попала на прием к рижскому врачу. До сих пор непонятно – почему, но у меня гнили кости грудной клетки. Это заболевание называется остеомиелит. Врачи говорили, что, скорее всего, придется ампутировать правую руку. И я им до сих пор благодарна, что они провели очень тяжелую операцию и спасли мне руку. Потом были долгие месяцы реабилитации, в итоге – пожизненная инвалидность, постоянные проблемы со спиной ногами, руками»

Простые кулинарные советы от Анны

Анна с радостью готовит для своих близких, любит принимать гостей. Сын обычно ей заказывает фирменные цепеллины или голубцы. Поэтому было сложноудержаться и не расспросить ее по поводу рецептов.

Улыбаясь, Анна говорит: «Лет 30 назад я захотела научиться готовить цепеллины. Долго мучилась с тем, что при жарке цепеллинов – все хорошо, а вот при варке они «расползаются». Оказалось, все-то и надо – в воду, в которой отвариваешь цеппелины, добавить картофельный крахмал.

Никогда не думала, что самая вкусная капуста – это капуста, тушенная в сливках. Готовится очень просто: берется копченое сало, на нем слегка обжаривается репчатый лук. Все это перекладывается в кастрюлю, сверху добавляется свежая или квашеная капуста и заливается сливками. Никаких специй не добавляю. Тушить нужно на малом огне в течение полутора часов. Капуста получается очень нежная.

Мама как немка готовила традиционное немецкое домашнее блюдо. Особенно когда нужно было быстро накормить большую семью. Она жарила сало с луком, варила картофель. Пока картофель тушился со шкварками, мама делала простое пельменное тесто, разрезала на ромбики, отваривала их и добавляла на сковороду к картошке. И все вместе обжаривалось.А если добавить еще ложку сметаны… Главным блюдом у нас дома (раз в неделю – это точно) были пельмени».

Что беспокоит Анну

«В прошлом году Даугавпилсский городской музей организовал для нас акцию: люди отдавали нам вещички, которые им не нужны – кусочки ткани, нитки, пуговицы, – делится своими заботами Анна. – А для нас это была существенная помощь. Из всего этого мы делаем разные поделки. Продавая их, мы можем хоть немного заработать. Кстати, в январе в музее пройдет выставка, на которой будут представлены наши поделки. 

Что меня беспокоит как председателя Общества? Размер государственный пенсий. Если человек получает III группу инвалидности, у него пенсия – 64 евро. На эти деньги я не могу себе на месяц купить лекарств. С работой сложно. Как продавец долго стоять на ногах я не могу. Я живу недалеко от нашего офиса. Но мне до него дойти– и то тяжело».

Каждый день в 8.30 двери общества «Илгас» уже открыты, и Анну можно здесь встретить. Людям здесь, на Виенибас, 4, всегда рады – искренне, без всякой показухи.

А вот пандус на входе в офисоставляет неприятный осадок. Какой горе-мастер решил покрыть его облицовочной плиткой и воплотил свои «садистские идеи» в жизнь. Когда по утрам подмораживает, в офис и здоровому человеку войти сложно – обувь ужасно скользит. Что уж говорить об инвалидах, которые передвигаются с трудом…

Комментировать 12