Судьбы людские: как встречают Рождество заключенные Даугавгривской тюрьмы 27

Этого накануне Рождества желает всем добровольный служитель Даугавгривской тюрьмы, педагог дошкольного учреждения с 20-летним стажем и мама трех замечательных сыновей Марите Мукане.

Ее добровольное служение в тюрьме началось пять лет назад, после возвращения из паломничества в Боснию и Герцоговину. Мариту пригласили посетить семинар и прослушать курс для служителей в тюрьмах, после которого она стала служить в Даугавпилсской тюрьме.

Каждое воскресенье она идет в тюрьму, которая помогла ей не только справиться с мнимыми страхами, но и получить Божью благодать, которую не приобретешь, лежа на диване или смотря телевизор.

Человеку, далекому от тюремной темы, непросто понять, как Марите – которая выросла в любящей и благополучной семье и которую по-хорошему баловали и родители, и старшие братья, которая работает с обожающей ее детворой – умудряется находить общий язык с заключенными, многие из которых попали за решетку не за мелкие шалости.

Не страх, а защищенность

«По возвращении из паломничества у меня было такое необычное чувство, что я всех люблю, – вспоминает Марите. – Я иду по улицам, смотрю на людей – и всех их люблю. Это чувство и проявилось в тюрьме. У меня не было осуждения этих людей. Я никогда не спрашивала, за что они сидят. Некоторые заключенные сами рассказывают, но эти знания проходят мимо меня. И я не воспринимаю этих людей как то, чего мне надо бояться.

Я окончила курсы капелланов, и само служение здесь освободило меня от мнимых и необоснованных страхов. Первый раз, когда я сбиралась в тюрьму, меня мучило любопытство, как там будет, и… страх. Я знаю некоторых добровольцев-женщин, которым мужья запретили заниматься таким служением. Эти женщины служат другим образом – они в церкви молятся за заключенных.

Второй мой страх был связан со встречей с бывшими заключенными на свободе – что будет, если я встречу кого-то из них на улице? Помню, как в первый раз увидела бывшего заключенного в городе – он шел вместе с семьей, на руках держа дочку. Я не забуду его радостные глаза, когда мы узнали друг друга. Мы только поздоровались, но не разговаривали.

Третье, чего я боялась – что те, с кем я встречаюсь в тюрьме, выяснят мой домашний адрес. Ведь с помощью интернета без проблем можно найти номер телефона, что они и сделали. Заключенные звонили мне из тюрьмы. Хотя я объясняла, что разговаривать не буду, потому что это противозаконно. Страх прошел, и со многими из них я сейчас общаюсь. Мы переписываемся.

Я теперь чувствую не страх, а, наоборот, защищенность. Я с заключенными такая, какая я есть. И они говорят открыто, как думают. Мы говорим с ними обо всем, не только о Боге и ангелах. Иногда приходится говорить больно и прямо. Этим людям трудно признать свой грех, и многие из них говорят, что они не виновны. Я не отрицаю, что такое возможно.

Тюрьму посещает много волонтеров. Поначалу заключенные нас проверяют: с какой целью мы пришли, что у нас внутри, и сразу не хотят открыто общаться. Лишь поняв, что сказанное в группе – как тайна исповеди, не выносится на всеобщее обсуждение, эти люди становятся откровенными. Бог дает нам мудрость – и мне, и им.

У меня трое сыновей: двое взрослых и один школьник. Сыновья – моя любовь и гордость. Майгуру исполнилось 26 лет. Он пока живет в Англии, где нашел работу, которая ему нравится – альпинистом на железной дороге. Второй сын, Элвийс, трудится тоже на железной дороге, только в Латвии. Младший, 14-летний Томас, учится в Сасканяс школе.

Как мои сыновья относятся к моему служению? Поначалу у них тоже был страх и непонимание, почему я служу в тюрьме. Сейчас относятся к этому нормально и даже часто возят меня в тюрьму».

Рождество в тюрьме

Жизнь продолжается и в тюрьме, и даже у тех, кто отбывает пожизненный срок. К празднику заключенные украшают тюремную капеллу, украшают, как они рассказывают, и свои камеры, насколько это возможно.

27 декабря капеллан Даугавгривской тюрьмы и викарий костела Святого Петра Валерий Ольшевский в тюрьме «Белый лебедь» отслужат мессу. Группа приходской молодежи будет петь рождественские песни, создавая обитателям тюрьмы праздничную атмосферу. А вот с подарками для заключенных существует много проблем. Поэтому им уже подарили открытки с конвертами и марками, чтобы они могли поздравить своих близких.

С особым удовольствием Марите рассказывает о талантах людей, которые волей судьбы оказались в тюрьме. Она считает, что талантливых там немало.

Как-то на специальных курсах Марите познакомилась со священником из Лиепаи. Тот рассказал об одном заключенном, который увлечен вязанием носков для обитателей пансионатов. Этот парень свой поступок мотивировал так: «Я в тюрьме на какое-то время, а они, старики, в пансионате на всю свою оставшуюся жизнь».

Марите, которую эта история очень тронула, рассказала ее своим подопечным. И в нашей тюрьме тоже нашлось несколько желающих научиться вязать. Марите организовала курсы, пригласила мастеров, которые могли бы заключенных научить вязать. Из группы только один заключенный оказался самым настойчивым в освоении вязального мастерства. Для него католики всем приходом собрали нитки. В прошлом году связанные им 15 пар носков были отправлены по назначению – старикам, живущим в городском пансионате. В этом году он связал уже 60 пар носков.

Заключенные, которые не умеют вязать, нарисовали очень красивые открытки. Когда фотографии этих рисунков Марите показала своему младшему сыну, удивленный Томас сказал: «Мам, я не верю. Такие нарисовать нельзя. Они – купленные».

Хочется добавить, что заключенные Даугавгривской тюрьмы не только талантливы, но и изобретательны. Например, из окон камер здания, расположенного за Даугавой, они ухитряются ловить… рыбу. Под окнами, оказывается, есть пруд, из которого в удачное время можно наловить целый таз рыбы.

Зарубежный опыт

Марите не только окончила курсы капелланов, но и два года назад побывала по обмену опытом в Англии. Система работы с заключенными лондонских тюрем существенно отличается от латвийской. «Нам до них далеко», – с грустью признается Марите.

Не секрет, что заключенный, выходя на свободу, испытывает немалые трудности с трудоустройством. В Англии эта проблема решается кардинально. Например, при одной из лондонских тюрем создан ресторан, где осужденные осваивают профессии сферы общественного питания. В ресторане готовят заключенные, они же и обслуживают клиентов. Зарекомендовавших себя с положительной стороны после выхода на свободу приглашают на работу. Цель этого проекта — помочь заключенным социализироваться. А главное – снизить уровень повторных преступлений после освобождения.

В Англии очень много добровольцев, которые работают с семьями заключенных и с самими заключенными, которые освобождаются. В Латвии такое служение тоже есть: волонтеры помогают решать социальные вопросы, общаются с бывшими заключенными. Таким образом общественность борется с рисками, которые могут вновь привести человека в тюремную камеру.

Пожелание от Марите

На предложение воспользоваться возможностью и поздравить родных, друзей и всех даугавпилчан с Рождеством Марите ответила очень мудро: «Я думала о том, что такое предложение будет. В этом году мы с близкими друзьями решили не дарить подарки, а просто принять друг друга как самый большой подарок от Бога. Этого я и хочу пожелать всем людям. Одна из моих близких подруг предложила написать друг другу письма или открытки с несколькими предложениями – рассказать, «почему ты мне дорог».

Желаю всем больше думать о том, что происходит в наших сердцах. Зачастую подарки – лишь внешняя традиция, после которых остается одна пустота. Лучше больше дарить друг другу время – побыть вместе, сказать добрые слова, попросить прощения. И освободить сердце для рождения ребенка – маленького Иисуса. Ведь этот ребенок – и есть самый большой подарок для каждого христианина».

Комментировать 27