На «второй линии обороны»: как в Латвии выживают магазины и супермаркеты 48

На общем фоне крушения ряда отраслей и общих проблем с экономикой торговая отрасль сегодня выглядит вполне благополучно – по крайней мере, внешне. Не зарастает «народная тропа» ни к магазинам, ни к супермаркетам. Однако, если присмотреться внимательнее, становится понятно, что и в этой отрасли далеко не все «в шоколаде».

О том, что происходит в торговле сегодня и чего нам ждать в ближайшее время, рассказал президент Латвийской ассоциации торговцев (LTA) Хенрик Данусевич.

– Прежде всего, принципиально важна группа товаров, которые продает тот или иной торговец. Например, в сегменте модной брендовой одежды, ювелирных украшений, сувениров, бижутерии и прочих «излишеств» наблюдается радикальный спад. Что неудивительно: украшая нашу жизнь в обычных условиях, многие вещи не являются предметами первой необходимости, и в неспокойные времена спрос на них неизбежно падает.

Зато резко возрос спрос на многие другие группы товаров. И не только на продукты питания и средства гигиены. Так, например, готовясь к карантинному «сидению», многие поспешили приобрести новые, более продвинутые гаджеты, спортивные тренажеры, настольные игры и прочие атрибуты «домашнего» досуга – чтобы вынужденно свободное время проводить более интересно и комфортно, чтобы не потерять спортивную форму, чтобы было чем развлечь детей и т. д. Поскольку вынужденная «безработность» пришлась на весну – традиционное время садово-огородных работ, – повысился спрос на садово-огородный инвентарь, семена и проч. Кто-то решил использовать это время для локального ремонта в своей квартире или на даче – соответственно, вырос поток клиентов в магазины строительной техники. И так далее.

Изменились и покупательские привычки. Так, вместо шопинга, который еще недавно для многих был не только способом приобрести нужные товары, но и развлечением, большинство предпочитает быстрые покупки в маленьких магазинах «возле дома». В крупных супермаркетах число покупателей заметно убавилось, зато возрос спрос на доставку товаров на дом. Так что изменения налицо, и все мы их видим.

– Если сейчас у людей еще есть деньги – у кого-то накопления, кто-то еще работал в марте… Однако через некоторое время запасы иссякнут, и, не найдя источника доходов, люди начнут экономить. Соответственно снизится потребление, покупательная способность... Не беспокоит ли это торговцев?

– Понятно, что снижение доходов неизбежно влечет за собой снижение покупательной способности. Но как это отразится на торговой отрасли в целом, прогнозировать трудно: вместе с изменением доходов всегда меняется и структура расходов. Как правило, в сложной ситуации люди стараются урезать расходы на цели, которые не рассматриваются как жизненно важные. То есть человек скорее откажется от каких-либо люксовых товаров, услуг, от экзотических путешествий и т.д., выбирая для отдыха Латвию или ближайшие к ней страны. Думаю, просто поменяются приоритеты, на что тратить деньги.

– Недавно некоторые крупные торговцы декларировали в СМИ, что цены на товары в связи с COVID-19 не поднимутся. Однако, если вспомнить опыт прежних «кризисных» лет - 2008 и 2012 годов, цены заметно повышались… Каких, на ваш взгляд, последствий в контексте COVID-19 стоит ожидать потребителям?

– Кризис, связанный с COVID-19, – это лишь один из многих факторов, влияющий на состояние цен. Если не подорожают энергоносители (а нефть и газ сейчас как раз наоборот, дешевеют), если не будет сбоя поставок, не будет дефицита сырья для дальнейшей переработки, то цены в общем тоже не должны сильно расти.

Наша ассоциация ведет постоянный мониторинг цен. И то, что пока мы видим – в отличие от кризисных периодов 2008 и 2012 годов, – цены действительно не повышаются, они просто колеблются в нормальных интервалах, в соответствии с условиями сезонности и поставки. К взлету цен не привел даже ажиотаж, возникший было у населения сразу после объявления чрезвычайной ситуации: наши торговцы достойно справились с повышенным спросом, с прилавков не исчезли ни гречка, ни рис, и даже туалетная бумага не стала дефицитом. Подорожали лишь некоторые экзотические фрукты – киви, лимоны и т. д., а также импортные огурцы, помидоры и грибы. Зато сахар, соки и шампанское, напротив, подешевели.

Однако надо учесть и то, что торговцы в это непростое время оказались на «второй линии обороны» – сразу после медиков и работников оперативных служб. Их работа сопряжена с высоким уровнем риска: ведь ежедневно продавцы по всей Латвии обслуживают до полумиллиона покупателей! Чтобы обезопасить и клиентов, и работников, пришлось вводить немало новшеств гигиенического характера: указатели физического дистанцирования, одноразовые маски и перчатки для персонала, разделительные барьеры на кассах, бесплатные средства дезинфекции для покупателей, постоянная дезинфекция всех поверхностей на торговых площадях и проч. Все эти расходы легли на плечи коммерсантов. Чтобы понимать: одно лишь распоряжение министерства земледелия о наличии в каждом магазине дезинфицирующего средства для покупателей обходится небольшому магазинчику в среднем до 500 евро в месяц, а у крупных и того больше. Понятно, что расходы надо как-то компенсировать, так что некоторое повышение цен в недалеком будущем, думаю, неизбежно.

Если говорить о глобальных прогнозах (то есть не только в масштабах Латвии), то до конца 2020 года некоторое повышение цен все-таки произойдет: например,

молочные продукты подорожают в пределах 1,5% – 2,5%, овощи – до 1%, свежие фрукты – на 1-2%, хлебо-булочные изделия – на 2-3%, говядина и телятина – в пределах 1%, мясо домашней птицы – на 0,5%–1,5%, свинина – на 1,5% – 2,5%.

– В СМИ прозвучала информация, что многие страны – традиционные производители сельхозпродукции – серьезно пострадали от пандемии, в то время как в наших хозяйствах дела идут вполне успешно. Настолько успешно, что у Латвии, похоже, появился шанс вернуть себе позиции начала прошлого века в области производства сельхозпродукции. Не наступает ли, на ваш взгляд, благоприятный для местных производителей момент, когда местные товары если не вытеснят, то основательно потеснят импортные?

– Ни СOVID-19, ни кризис, который нам обещают по окончании пандемии, в данном случае существенной роли не играют. Тут действуют другие принципы: эффективность, производительность труда и качество. Ни какими-либо административными методами, ни призывами к патриотизму невозможно заставить потребителя покупать товар местного производителя, если при одинаковом качестве он уступает импортному в цене.

Комментировать 48