13 июля в истории города: атака Крепости французами; акт самосожжения татарина 10

Что происходило в этот день в Даугавпилсе в разные годы.

Рассказываем о нескольких самых важных и значимых событиях, которые происходили в нашем городе в конкретный день - как в прошлом (позапрошлом) веке, так и уже в нашем тысячелетии. А также вспоминаем некоторые конкретные факты и явления, которые оставили свой след в истории нашего с вами города.

Французы атакуют Динабургскую крепость

13 июля (1 июля по старому стилю) 1812 года (208 лет назад) началось нападение французской армии на Динабургскую крепость. Уже утром крестьяне, прибывшие в крепость, сообщили, что к крепости приближаются многочисленные неприятельские войска, которые собираются у слободы Иерусалим и на Калкунских высотах. Французские силы значительно превышали численность гарнизона, которая составляла 2500 человек.

Атаки французов продолжались 3 дня. В первый день развернулась борьба за укрепления и плавающий мост через Даугаву. Удино пытался с ходу овладеть Динабургом, но был отбит. Переправиться через Западную Двину он не сумел и ушел вверх по течению, вглубь России.

Вот как описал эти события барон Марселей де Марбо, служивший в 1812 году в кавалерийском конно-егерском полку:

«...Мой полк двигался в авангарде, которым в тот день лично руководил маршал Удино. Мы подошли по левому /берегу/, обороняемому значительным укреплением. Оно служит «тет-де-поном» (предмостным укреплением), расположенным между мостом и передовой позицией неприятеля на берегу реки, которая в этом месте очень широка. В четверти лье от укрепления, не имевшего пушек, по утверждению Удино, я обнаружил русский батальон, чей левый фланг опирался на реку, а фронт укрывался за дощатыми постройками покинутого лагеря. При таком расположении неприятеля с ним было очень трудно войти в соприкосновение. Однако, маршал приказал мне атаковать врага.

Оставив на усмотрение офицеров заботу вести эскадроны в промежутки между сараями, я дал сигнал атаки. Но едва полк выдвинулся вперед под градом пуль русских пехотинцев, как артиллерия, существование которой маршал отрицал, начала яростно стрелять с укреплений, от которых мы находились так близко, что гранаты пролетали у нас над головами, не успевая разорваться. Одно из редких ядер пробило дом рыбака и попало в ногу одного их моих самых смелых трубачей, трубившего в этот момент около меня сигнал атаки. Я потерял здесь многих моих людей...

...Видя, что 23-й полк оказался таким образом меж двух огней при вступлении на шатающийся мост, двигаться по которому вперед не было никакой возможности, маршал Удино послал мне приказ отступить. Большие промежутки между отделениями позволили всадникам развернуться по одному без особого беспорядка. Однако два человека и две лошади упали в реку и утонули. Чтобы вновь оказаться на левом берегу, нам пришлось снова перед «тет-де- поном», и мы опять подверглись сильному огню, который, к счастью, вели неумелые стрелки, потому что, если бы мы имели дело с более опытными, хорошо натренированными в стрельбе солдатами, мой полк был бы полностью уничтожен.

...Наши части были отброшены со значительно большими потерями, чем те, какие испытал 23-й полк. Узнав об этой напрасной попытке, император /Наполеон/ отругал за нее маршала Удино...»

«ДГИ! Будьте прокляты»: акт самосожжения в Даугавпилсе

13 июля 1995 года (25 лет назад) в Даугавпилсе произошел акт самосожжения - во дворе своего дома, в 11:00, житель города Равиль Ягудин облил себя бензином и поджег. В течение нескольких месяцев до этого страшного самоубийства он пытался получить статус постоянного жителя Латвии и прописку в квартире своей жены, даугавпилчанки. 

Незадолго до этого Р. Ягудин написал предсмертное письмо:

«ДГИ! Будьте прокляты. У вас бога нет. Когда-нибудь вы покаятесь. Народ вас не простит. Неужели вам на этом свете места мало. Законы не для вас. Разделяете семьи. Неужели для вас нет управы? Латвия не для вас. Для всех всё, что богом создано. Да простит меня бог. Может я грубо сказал, поступил. Там разберёмся. Сын татарского народа Равиль» (орфография и пунктуация сохранены).

Оказавшийся случайно очевидцем происшедшего горожанин Геннадий Гейкин и другие люди кинулись тушить горящего человека. На место происшествия приехала вызванная Скорая помощь, обгоревшего человека увезли в ЦГБ, где он скончался через несколько часов от ожогов.

Полиция в связи со случившимся начала уголовное дело. В ходе служебного расследования было констатировано, что действия работников ДГИ, которые отклоняли просьбы Ягудина о статусе и прописке, были законными.

Подробнее об этом деле читайте ЗДЕСЬ

На снимках: похороны Равиля Ягудина и его предсмертная записка.

Комментировать 10